01.09.2008 :: 11:40
За небо придется доплатить
С сегодняшнего дня авиакомпаниям, самолеты которых пересекают воздушное пространство Украины, придется платить за аэронавигационное обслуживание по новым тарифам. Данное повышение, скорее всего, отразится на рентабельности авиаперевозок для компаний, а не на стоимости перелетов для пассажиров. Соответствующий приказ был предложен для рассмотрения Минтранссвязи 25 июня 2008 г. под номером 926 и вступает в действие 1 сентября 2008 г.
Согласно данному документу, ставка сбора за аэронавигационное обслуживание самолета на маршруте составит EUR37,26 за тонну веса, в районе аэродрома - EUR5,88. Ранее эти сборы составляли $20 за тонну за обслуживание на маршруте и около $2 за тонну - на аэродроме. Приказ вводит единую ставку - как для международных, так и для внутренних полетов, что полностью соответствует требованиям статьи 15 Чикагской конвенции. Размер этой ставки контролируется основными международными организациями - Международной организацией гражданской авиации (ICAO), Международной ассоциацией воздушного транспорта (IATA) и Европейской организацией по безопасности аэронавигации (Евроконтроль). При его расчете учитываются макроэкономические показатели страны, интенсивность и прогнозы полетов через ее воздушное пространство.
Аэронавигационное обслуживание воздушных судов в воздушном пространстве обеспечивается государственным предприятием «Украерорух» и является основным источником его доходов. Поэтому увеличение сборов призвано в некоторой мере улучшить финансовое положение госпредприятия, а также увеличить поступления в госбюджет. Количество полетов в воздушном пространстве постоянно растет. За шесть месяцев текущего года «Украерорух» обеспечил аэронавигационное обслуживание почти 198 тыс. рейсов, что на 12,4% больше в сравнении с первым полугодием 2007 г.
Большинство экспертов считает, что увеличение размеров сборов за аэронавигационное обслуживание несильно отразится на стоимости авиаперевозок, так как основную роль в ценообразовании играют цены на топливо. «Безусловно, любые дополнительные расходы, которые ложатся на плечи компании, должны быть каким-то образом оправданны. Однако пассажиры не ощутят на себе данного повышения, по крайней мере в ближайшее время»,- сообщила «і» пресс-секретарь МАУ Евгения Сацкая. «Наши эксперты будут руководствоваться, в первую очередь, экономическими рычагами формирования тарифов. Главный момент, который мы будем учитывать при этом,- рынок»,- резюмировала она.
Ко всему этому на украинском рынке авиаперевозок существует постоянная конкуренция, поэтому важным фактором, влияющим на ценообразование, является спрос на услуги в этом сегменте. «Рентабельность внутренних перевозок и так отрицательная, а дальнейшее повышение тарифов лишь снизит пассажиропоток и в итоге уменьшит доходность»,- считают в авиакомпании «АэроСвит». По подсчетам украинских авиакомпаний, вследствие повышения сбора себестоимость внутренних перевозок, в зависимости от типа самолета и длины маршрута, увеличится на 5-7%.
Роман Иванов
1 сентября 2008 г.
Источник: Экономические Известия |