Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Независимая Газета
04.09.2008 :: 11:34
Транзит на продажу

Как-то быстро закончились игры в страны-транзитеры. Был такой феномен начала 90-х годов. Все предлагали себя в качестве посредников между Востоком и Западом: Польша, Литва, Беларусь.

А что дальше? После расширения ЕС? В условиях новой энергетической стратегии Востока и Запада? Нужны ли, вообще, некие транзитеры? Наверно, нет. И трубы их скоро никому не будут нужны. Или не так?

Кому как, а Белоруссии - труба. Источник дохода прежде всего. Переполох от строительства северных морских нефтяных и газовых путей состоялся буквально пару лет назад. В Минске на удивление живо не
преминули поупражняться с калькулятором в оценке последствий. Ошибка в том, что нужен не калькулятор, а таблица политического умножения. А также вычитания и деления. Чтобы вычислить потери от «плюсквамперфектной» транзитерной политики.

Для укрепления своего суверенитета белорусы стали упорно торговаться с Москвой по «Белтрансгазу». Заторговались с интересом, что вызывало только иронию. Цена труб газовых ровно соответствовала приросту тарифов на этот самый газ. Чистый эквивалент. Никто ничего не выиграл. Но шуму было!

Болезненность восприятия ситуации побудила и соответствующие реакции. Россия стала строить новые путепроводы на северном и южном направлениях. Это был ответ «братьям-транзитерам». Но сами собственники труб знают, что без российского газа и нефти существующие трубопроводы ничего не стоят. Будущий металлолом.

Его лучше продать пораньше. Что и стало сейчас, осенью 2008 года, предпринимать белорусское руководство. Точнее, говорить об этом. Ибо распродавать «фамильное серебро» опасно.

Конфликт Минска и Москвы оказался неудачным. Просто некрасивым. Это первый урок. Второй урок состоит в том, что в 2007 году был разрушен миф об экономическом суверенитете Белоруссии. После первых нервных умножений на калькуляторе Минск решил ввести плату за транзит нефти. По 40 баксов за тонну, чтобы точно компенсировать потери от присвоения российской экспортной пошлины.

Глупость в силу ее естественных свойств не состоялась. Но подтолкнула российских полисимейкеров к строительству новых трубопроводов в море. И строительству новых терминалов. В ответ на невротические реакции Минска была приостановлена поставка нефти на перерабатывающие заводы в Мозыре и Новополоцке.

Это был страшный удар. В январе 2007 года страна оказалась в шаге от финансового краха. В районах и городах банки не успевали заправлять белорусскими рублями банкоматы. Население снимало рубли, меняло на доллары и несло их опять в те же банки. Других не было. Смешно, не правда ли?

Неторопливость Москвы дорого далась Минску. Уже через полгода рентабельность нефтепереработки стала уникальной в мировом масштабе. Она сравнялась с прибыльностью переработки молока, обе остановились на уровне 3,3%. Дальше - больше. Быстро пришла мысль продавать «фамильное серебро» - нефтепереработку.

А с ними и трубы. Этот вариант хорош для российского бизнеса. И сейчас, и на будущее. Кстати, как только в 2008 году восстановились поставки сырой нефти в Белоруссию, экспорт вырос на неожиданную величину в 60%. Ни правительство, ни оппозиция такого примыслить даже не могли. Чудеса нефтепереработки в малой открытой экономике Белоруссии.

К тому же есть и второй вариант - «Север-Юг». Объединить усилия с Украиной, Грузией, Польшей и соединить страны Балтии с арабской нефтью. Вентспилс уже может работать в реверсивном режиме, в этом удалось убедиться несколько лет назад непосредственно на месте.

Что делать Минску? Сидеть и ждать не в правилах А.Лукашенко. Он человек деятельный и практичный. Продавать надо и заводы, и трубы. Вообще, для сведения россиян, страна с июля 2008 года начала распродаваться по трехлетним специальным планам. По указу № 7.

Именно по этой причине надо было и вбросить деловую информацию о продаже части трубопроводов. Купить что-то выгодно российским олигархам, что-то выгодно европейцам. Польские дипломаты считают, что создание совместных концернов по нефти будет неплохим бизнесом. Будучи людьми деятельными, они в этом убедили и важных белорусских чиновников.

И они правы. Дело стоящее. Литва, Белоруссия, Украина, Польша могут соединить активы и промышленную собственность. Если не договорились о совместной атомной станции, то пройдет другая сделка. Не менее перспективная. Атом - это далеко, а бензин - здесь и сейчас.

Есть и не менее важный аспект - тарифы на энергию, производимую в России. Источники энергии. Это - сильный фактор для принятия решений по продаже части национальных промышленных и транспортных активов. В зависимости от реакции Кремля. Особенно в сентябре 2008 года, когда России как никогда нужна поддержка Белоруссии по ряду дипломатических вопросов.

Тарифы на газ - политика экономического кнута. Политика «Трубы» - «антикнута». Вообще, то, что делают дружные славянские страны, восхищает своей бессмысленностью. Украина «отбирает» газ, или кто-то от ее имени это делает. Скандал вводит в транс воспитанную Европу.

Тут же Россия повышает славянам (и другим заодно) тарифы и «наказывает» на пару-другую миллиардов долларов. Беларусь раздувает щеки от братской любви и скашивает пару-тройку миллиардов в уплату любимому старшему брату. А самый старший и самый умный вбабахивает под 100 млрд. долл. в ипотеку США и сразу теряет за год половину этих денег. И никому не говорит, молчит, как белорусский партизан на допросе. А в Минске все просто в шоке от такой «продуманной» стратегии России. Может, дело в том, что продуманной не теми, кто должен думать.

А трубы мы продадим. Или подождем, а потом будем качать чистую питьевую воду в ЕС. И дальше. Это действительно стратегический бизнес XXI века.

Леонид Заико

4 сентября 2008 г.


Источник: Независимая Газета
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}