19.11.2008 :: 11:28
Импортные автомобили станут невъездными
Автопроизводители выигрывают у импортеров борьбу за рынок. Вчера министр промышленной политики Владимир Новицкий заявил, что Кабмин уже сегодня может подать в парламент законопроект о временном повышении ввозных пошлин с 10% до 25%. Это позволит сохранить отечественное производство в условиях 30-процентного сокращения авторынка, которое ожидается в следующем году, говорят его участники.
Кабинет министров предлагает вернуть ввозную пошлину на новые автомобили, действовавшую до вступления Украины в ВТО, повысив ее с 10% до 25%. Министр промышленной политики Владимир Новицкий вчера объявил об этом на конференции AutoPROm.ua, на которой присутствовали собственники крупнейших автопредприятий. Повышение пошлины с 10% до 22% уже содержится в зарегистрированном вчера в Верховной раде законопроекте «О внесении изменений в закон «О таможенном тарифе» с целью улучшения состояния платежного баланса Украины в условиях мирового финансового кризиса». Но в Минпромполитики настаивают на возвращении 25-процентной ставки - соответствующий законопроект планируется рассмотреть на сегодняшнем заседании Кабмина.
«В кризисной ситуации необходимо срочно ограничить импорт автомобилей. Это уменьшит отток валюты и улучшит финансовое положение украинских автопроизводителей»,- пояснил господин Новицкий позицию правительства. По словам владельца корпорации «Богдан» Петра Порошенко, здесь нет противоречия нормам ВТО - это экстренная мера помощи оказавшейся в состоянии кризиса отрасли и улучшения торгового баланса страны (доля автотехники в импорте составляет 14,1%). «Пошлина будет введена на шесть месяцев. Дальше посмотрим»,- отметил он.
Последние несколько лет украинский авторынок демонстрировал высокие темпы роста: в феврале этого года продажи достигли рекорда - на 97% в сравнении с февралем 2007 года. Но с конца лета из-за сокращения объемов кредитования продажи начали снижаться: в августе - на 11,4% (см. Ъ от 11 сентября), а в сентябре - на 2,7%. В следующем году, по оценкам экспертов, продажи уменьшатся до 350-400 тыс. автомобилей. Для сравнения: в этом году ожидается 600 тыс. машин (до кризиса планировалось 750 тыс.).
До вступления Украины в ВТО доля импорта на украинском авторынке составляла около 40% продаж, а после снижения пошлины - около 50%, отмечают в профильной ассоциации ВААИД. «Если не повысить пошлины в ближайшее время, украинские предприятия остановятся,- уверен почетный президент корпорации «Укравто» Тариэл Васадзе.- В автопроме заняты более ста тысяч человек». ЗАЗ вынужден в начале следующего года на месяц остановить производство (см. справку). О сокращении рабочей недели заявляли и остальные автопредприятия.
Украинские автопроизводители уже пытались вернуть 25-процентные пошлины на срок до конца текущего года (см. Ъ от 4 июня), но закон был ветирован президентом. В начале этого месяца ряд автопроизводителей предлагали ввести квоты на импорт иномарок (см. Ъ от 5 ноября). «Но квотирование можно ввести только после пошлин, если те не спасут ситуацию»,- пояснил Ъ почетный президент корпорации «Автоинвестстрой» Дмитрий Святаш.
По словам автоимпортеров, повышение пошлин приведет к тому, что легальный импорт практически остановится. По данным ВААИД, если за первые 10 дней октября было продано около 3,6 тыс. иномарок, то в первую декаду ноября - менее 800 машин. «В такой ситуации прибавление 15% стоимости ввоза автомобиля просто поставит автоимпортеров на грань выживания»,- говорит гендиректор ВААИД Олег Назаренко.
Впрочем, введение пошлин в ближайшее время невозможно: для утверждения законопроекта парламентом необходима подпись спикера. А после увольнения Арсения Яценюка нового председателя Верховной рады пока не избрали (см. Ъ от 13 ноября).
ЗАЗ остановит производство на месяц
В начале следующего года на крупнейшем автопредприятии страны - Запорожском автомобильном заводе (входит в корпорацию «Укравто») - на месяц будет остановлено производство. Как сообщил вице-президент «Укравто» Олег Папашев, это обусловлено снижением объемов реализации продукции завода - автомобилей Lanos, Opel Astra, «Славута» и «Таврия Pick-up». «Мы бы остановили производство уже сейчас, но нас сдерживают договоры с поставщиками, которые подписаны до конца года. Но автомобили не продаются, и работать на склад мы не хотим»,- сказал он. Напомним, ранее ЗАЗ заявлял о возможном снижении объемов производства на 40% (см. Ъ от 27 октября). По словам начальника департамента маркетинговых коммуникаций «Укравто» Ирины Михайлевой, это уже произошло. «Сейчас мы в основном рассчитываем на внешние рынки - развиваем экспорт в Россию, Египет, другие страны»,- отметила она. За счет этих направлений в следующем году ЗАЗ рассчитывает произвести около 120 тыс. автомобилей, сообщил господин Папашев. Это примерно равно показателю первой половины 2007 года.
Антон Семиженко
19.11.08 г.
Источник: КоммерсантЪ-Украина |