23.02.2009 :: 09:39
Автомобильный обвал
Поднятие таможенных пошлин на импортные автомобили еще на 13% приведет к стремительному удорожанию авто и значительному снижению продаж импортеров.
Неутешительный прогноз на текущий год озвучили автопроизводители и импортеры: в 2009 году ожидается сокращение объема автомобильного рынка Украины (по сравнению с 2008 годом) практически вдвое - до 45-50%.
Далеко загадывать не нужно: уже в январе на отечественном авторынке зафиксирован значительный обвал. По данным Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД), количество проданных машин сократилось по сравнению с декабрем более чем в два раза - до 60%. За январь 2009 года в Украине было продано около 20 тысяч новых авто. Для сравнения: в декабре прошлого года была реализована 51 тысяча автомобилей.
Виной тому 13%
Среди причин сложившейся ситуации эксперты называют следующие факторы. Во-первых, нестабильность курса гривни, что привело к резкому удорожанию авто. Во-вторых, количество автомобилей, завезенных по старым ценам, уменьшается. В-третьих, стали меньше выпускать автомобилей производители, что привело к увеличению их себестоимости.
По словам участников рынка, сокращение импорта готовых авто в Украину прежде всего может привести к росту безработицы. Сегодня на автоимпортерских и автодилерских предприятиях работают около 44 тыс. украинцев, которые в результате могут оказаться на улице.
Кроме того, в начале февраля Верховная Рада поставила бизнес импортеров под большой знак вопроса: депутаты проголосовали за новую редакцию закона «О внесении изменений в некоторые законы Украины с целью улучшения состояния платежного баланса Украины в связи с мировым финансовым кризисом». Согласно данному документу, определена группа товаров, которые не вошли в так называемую «группу товаров критического импорта», на которые будет распространяться 13%-ная таможенная надбавка. Сегодня таможенная пошлина составляет 10%. При этом импорт легковых автомобилей и импорт моторных транспортных средств для перевозки грузов подлежит взиманию дополнительных 13%, а импорт шасси, кузовов, запчастей и машинокомплектов, которые используются для сборки автомобилей (а это свыше 60% общего автомобильного рынка Украины), входят в группу критического импорта. По мнению участников рынка, которые обратились с письмом ко всем ветвям власти, принятый закон не станет помехой на пути оттока средств из Украины и не улучшит состояние платежного баланса, а приведет лишь к перераспределению импорта между группой готовых автомобилей и группой машинокомплектов в пользу последней.
P.S. На момент подготовки материала в печать президент подписал закон.
Ирина Чернявская
23.02.2009 г.
Источник: Инвестгазета |