Начальник ЮЗЖД Алексей Кривопишин заявил о недофинансировании со стороны КГГА проектов строительства автодорожной составляющей Дарницкого мостового перехода, открытия ветки городской электрички в направлении Троещины и модернизации линии скоростного трамвая на Борщаговку.
О существовании трений между руководством ЮЗЖД и мэрией было известно давно. Главным камнем преткновения является Дарницкий автомобильно-железнодорожный переход. По проекту этот объект объединяет в себе две составляющие: железнодорожную (две колеи) и автомобильную (дорога из шести полос, по три в каждом направлении). Длина моста - 1066,2 м, строительная длина железнодорожных путей - 32,71 км, длина автомобильных подходов - 15,08 км.
Строительство моста начали еще в 2003 г. Однако проблема заключалась в том, что руководство Киева упорно отказывалось финансировать строительство автомобильной составляющей моста, тогда как на железнодорожную часть средства исправно поступали через Минтранссвязи. Такая ситуация приводила к сдерживанию работ со стороны УЗ, ибо невозможно полноценно строить мост, если на одну его «половину» средства поступают, а на вторую - отсутствуют.
Почему получился такой «симбиоз», чиновники скромно умалчивают, но факт остается фактом: КГГА, несмотря на транспортные заторы и справедливый гнев автолюбителей, просто не желает «замечать» Дарницкий мост. Естественно, финансирование на его строительство также вынуждены искать не в столице, а в Минтранссвязи. Это в свою очередь порождает многочисленные скандалы вокруг моста.
По планам 2003 г., мост должен был заработать уже в 2006 г., но на самом деле рабочее железнодорожное движение по одному пути Дарницкого моста началось только в конце декабря 2008 г. Спасителем выступил Кабмин, который выделил финансирование из Стабфонда, да и то после ряда демаршей народных депутатов.
Уже в этом году скандал с финансированием повторился. Теперь уже замешаны в нем еще и подрядчики. Проблема в том, что из-за хронических перебоев с финансированием у них образовался т.н. кассовый разрыв. В апреле текущего года строители просто отказались работать, пока не получат зарплату за 3 месяца.
Парадоксальность сложившейся ситуации в том, что железная дорога уверяет, что деньги перечисляет, а компания-подрядчик БКМ «Планета-мост» - что средства в этом году не поступали. «Деньги в бюджете заложены, но до нас они не дошли. В компании все - и директор, и уборщица, не получили заработную плату за этот год», - говорит директор «Планеты-мост» Петр Музыченко. - «За прошлый год нам должны 30 млн. грн. и 4 млн. грн. за этот».
Начальник ЮЗЖД А.Кривопишин данную ситуацию объясняет следующим образом: деньги выделены и работы ведутся, но на всех их не хватает, поэтому и возникают перебои, а мэрия города, кровно заинтересованная в строительстве нового моста, даже и не пытается чем-то помочь строителям. Однако, несмотря на все это, в текущем году дорога намерена завершить строительство второго железнодорожного пути, провести его электрификацию и попытается перевести на него все потоки с тем, чтобы начать реконструкцию действующего железнодорожного моста.
Еще более удивительная ситуация складывается вокруг запуска городской электрички. Изначально проект предполагал открытие сообщения между 14 станциями: северным полукольцом - «Борщаговка», «Рубежевская», «Сырец», «Вышгородская», «Зенит», «Киев-Петровка», «Огородная», «Левобережная», «Дарница» и южным - «Дарница», «Левый берег», «Выдубичи», «Киев-Московский», «Протасов Яр», «Киев-пассажирский», «Борщаговка» с 6 узлами пересадки на метрополитен.
Предполагалось, что объехать город можно будет всего за 40-45 минут. Стоимость проезда в городской электричке обещали сделать близкой к стоимости поездки в метро. При этом поезда должны были двигаться с интервалом в 10-12 минут. ЮЗЖД должна была подготовить железнодорожную составляющую, мэрия - инфраструктуру пересадочных узлов.
Идею представили также в 2003 г., вместе с проектом строительства Даррницкого моста, но на этом все и заглохло. Реинкарнация произошла в конце прошлого года, когда выяснилось, что ЮЗЖД пошла навстречу КГГА и «ужалась». «Экономия» заключалась в поэтапном открытии движения по проекту городской электрички.
Вместо полноценного железнодорожного кольца, как это планировалось первоначально, предложили запустить только часть проекта - т.н. Северное полукольцо. Точнее даже не полукольцо, а его участок. В мае текущего года ЮЗЖД обещает открыть движение между станциями «Огородная» и «Киев-Петровка», улучшив, таким образом, транспортное сообщение с жилмассивом Троещина.
Железнодорожники выделили 20 млн. грн. на реконструкцию платформ, предоставили два состава электричек и готовы запустить движение с конца мая, но, как оказалось, город так и не выделил 10 млн. грн. на обустройство прилегающей инфраструктуры вокруг остановок. Таким образом, и здесь команда Черновецкого попросту ставит УЗ перед фактом - давайте деньги, иначе проект не состоится.
Очередным разочарованием обернулось и строительство скоростного трамвая на Борщаговку. Финансирование проекта началось в прошлом году, работы велись силами ЮЗЖД, но с апреля деньги закончились, и по состоянию на начало мая столица задолжала дороге почти 700 тыс. грн. После нескольких напоминаний рабочие остановили строительство, и дальнейшие перспективы скоростного сообщения с Борщаговкой, как и будущее Дарницкого моста и кольцевой электрички, находятся в финансовом тумане…