Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Комментарии
06.10.2008 :: 12:06
«Укрзализныця» получила «китайское предупреждение»

Планы ОАО «Российские железные дороги» переориентироваться на закупку китайских вагонов несут угрозу украинскому вагоностроению

Как стало известно «k:», министр транспорта РФ Игорь Левитин 18 сентября провел совещание с руководством ОАО «Российские железные дороги» (РЖД), на котором одним из приоритетных направлений развития компании были названы изменения в политике обновления подвижного состава. Игорь Левитин поставил задачу максимально переориентироваться до 2010 года на закупки китайских вагоностроительных предприятий вместо украинских

Уже В 2009 году РЖД
планируют закупить 3-4 тыс. вагонов в Китае, а с 2010 года эта страна сможет полностью обеспечить потребности российских заказчиков, которые ежегодно оцениваются в 50 тыс. грузовых вагонов. По словам Левитина, якобы такое решение о сотрудничестве в сфере транспортного машиностроения было принято руководителями правительств России и Китая.

Ранее отказ РЖД от услуг украинских заводов в пользу китайских расценивался как инструмент давления на вагоностроителей, взвинтивших цены на свою продукцию. Так, в Украине стоимость грузового полувагона за последние два года выросла в 2,5-3 раза и достигла $120-130 тыс. ($45-54 тыс. в январе 2007 года). (Для сравнения: на российском НПК «Уралвагонзавод» за этот же период стоимость выросла с $51,3 тыс. до $95,3 тыс. Характерное заявление сделал по этому поводу еще в сентябре 2007 года президент РЖД Владимир Якунин. «У нас остается два выхода: первый - проведение Федеральной антимонопольной службой аудита ценообразования на УВЗ («Уралвагонзавод». - Ред.), второй - закупка вагонов в Китае, которые в два раза дешевле и лучше», - сказал глава монополии.)

Но теперь, похоже, время публичного запугивания вагоностроителей позади. Россия определилась со стратегией и настроена ее реализовать. На днях заместитель министра транспорта РФ Андрей Недосеков, выступая на конференции «Железнодорожное машиностроение: перспективы, технологии приоритеты», подтвердил, что подвижной состав китайского производства появится на российских железных дорогах во второй половине 2009 года, и сообщил, что уже проводится сертификация отдельных узлов и деталей китайских вагонов. Как только в этой сфере будут решены все вопросы, подвижной состав из Китая начнет эксплуатироваться в России. В результате таких новаций российские вагоностроители не особо пострадают, поскольку они обеспечены заказами на несколько лет вперед как самими РЖД, так и частными операторами. Например, 80% портфеля заказов крупнейшего в России «Уралвагонзавода» обеспечивает российская железнодорожная монополия. В свою очередь, украинские заводы около 80% своей продукции экспортируют в Россию. При объемах производства в 30 тыс. грузовых вагонов, ожидающихся в Украине в 2008 году, годовой доход этой отрасли машиностроения можно оценить в $3,5 млрд., из них экспортная составляющая - около $2,8 млрд. Доля заказов «Укрзализныци» составляет всего около 5%.

На фоне ажиотажного спроса украинские покупатели не в состоянии в полной мере реализовывать свои планы закупок. Для «Укрзализныци» проблема заключается в том, что на момент утверждения годового финансового плана вагон стоил, например, $50 тыс., а теперь подорожал вдвое. Выходит, намеченное планом число вагонов уже покупать не за что. Финансовые возможности частных операторов также не безграничны. К тому же в нынешней ценовой ситуации покупать вагоны уже экономически нецелесообразно.

Общий парк грузовых вагонов в Украине за год сократился на 2679 единиц, и на 1 июля 2008 года их число равнялось 192 095. При этом инвентарный парк «Укрзализныци» сократился на 9489 единиц и составил 133 349 вагонов, а парк частных вырос на 6810 - до 58 746 вагонов. По самому дефицитному типу подвижного состава - полувагонам - дефицит оценивается в 35-40 тыс., или треть всего парка.

Последствия отказа к 2010 году российских заказчиков от закупок в Украине грозят вагоностроителям кризисом. В то же время опрошенные «k:» представители нескольких частных операторских компаний не исключают, что эта ситуация приведет к снижению цен и появится возможность полноценного обновления парка.

Как сообщил «k:» председатель наблюдательного совета ОАО «Крюковский вагоностроительный завод» Владимир Приходько, заявления Левитина могут быть еще одним «китайским предупреждением» правительству Украины, которое не вмешивается в ситуацию с необоснованным ростом цен на материалы и комплектующие. Если же в 2010 году российские заказчики переориентируются на закупки в Китае, то для украинских заводов наступят нелегкие времена. При сохранении ценовой ситуации украинские заказчики и дальше не смогут их обеспечить работой. Сокращение производства может привести к цепной реакции в смежных отраслях и банкротству многих поставщиков железнодорожного оборудования. Самим производителям в основном придется сосредоточиться на выпуске более высокотехнологичных специализированных вагонов, поскольку китайцы основной упор будут делать на массовом производстве полувагонов. В то же время, как отметил Владимир Приходько, вагоностроители прорабатывают варианты диверсификации производства, например, рассматривается вариант выпуска металлоконструкций.

Не исключено также, что ухудшение экономического состояния украинских заводов в 2010 году спровоцирует передел собственности в этой отрасли и активизирует интерес к украинским предприятиям со стороны российских ФПГ (ЗАО «Трансмашхолдинг»).

Правда, «Укрзализныця» не имеет возможности до 2010 года жить с надеждой, что либо цены на украинские вагоны снизятся, либо появится возможность их закупки в Китае (или по реэкспорту в России). Украинская монополия каждый год списывает по 10 тыс. вагонов, ничего при этом не приобретая. Более того, за восемь месяцев нынешнего года монополия закупила всего около 1 тыс. новых вагонов. Как прогнозируют эксперты, серьезный кризис может разразиться уже в марте-апреле следующего года. А в случае сохранения нынешних тенденций и бездействия Минтранса нехватка вагонов, по самым пессимистическим прогнозам, уже к концу 2009 года может привести к коллапсу отрасли.

Кроме закупок грузовых вагонов в Китае Россия активно участвует в создании вагоностроительной базы в Казахстане. Недавно в Москве было объявлено о подписании договора между ООО «Мартукский механический завод» и российскими проектировщиками ОАО «Проектмашприбор», ОАО «ГипроНИИавиапром». Предложения по организации производства были подготовлены ОАО «Гипротяжмаш». Инжиниринговой компанией выступит ОАО «НИТИ «Прогресс». По информации директора ООО «Мартукский механический завод» (ММЗ) Рафаэла Менденова, этот проект включен в тридцатку приоритетных проектов Казахстана. Кроме вагоностроительных мощностей будут созданы линии по капитальному ремонту грузового подвижного состава, изготовлению литья и других комплектующих. С целью реализации проекта подписано соглашение с JP Morgan об инвестировании $2 млрд. А корейский инвестиционный банк Wood Bank согласен финансировать не только создание самого завода, но и строительство необходимой инфраструктуры, а также нового города для рабочих.

Александр Арбузов

3 октября 2008 г.


Источник: Комментарии
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}