Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Комментарии
18.07.2008 :: 13:35
РЖД помогают Винскому уволить Мельничука

Российская железнодорожная монополия выводит на украинский рынок собственного оператора железнодорожного подвижного состава и стремится придать своей «дочке» привилегированный статус

В прошлую пятницу в Москве состоялись переговоры президента ОАО «Российские железные дороги» Владимира Якунина и гендиректора «Укрзализныци» Василия Мельничука. Главной стала тема использования грузовых вагонов российской компанией. Агрессивная экспансия последней на украинский рынок перевозок может негативно сказаться на положении украинского монополиста.

РЖД «нажаловались»
Тимошенко

Примечателен тот факт, что переговоры руководителей третьей и пятой в мире железных дорог с достаточно представительными делегациями прошли в обстановке близкой к секретной. По крайней мере, никакой информации даже о факте этой встречи на официальном сайте РЖД, а также близком к этой компании агентстве «РЖД-Партнер» обнаружить не удалось. Причем тема переговоров выглядит достаточно традиционно: «Об итогах сотрудничества ОАО «РЖД» и «Укрзализныци» в области железнодорожных перевозок за 2007 год и 6 месяцев 2008 года. Перспективы дальнейшего сотрудничества».

По данным источников «k:», в ходе встречи была достигнута договоренность о продолжении практики согласования сквозных тарифных ставок на транзитные перевозки металлолома, нефти и нефтепродуктов, сжиженных газов, хлопка, грузов в контейнерах и порожних собственных фитинговых платформ из-под выгрузки контейнеров на 2009 фрахтовый год. Обсуждалось также состояние пассажирских перевозок между Россией и Украиной и еще несколько вопросов, которые, в принципе, можно было рассмотреть на уровне экспертов. Но главной стала тема использования грузовых вагонов, в связи с которой в ближайшей перспективе будут возникать главные проблемы между двумя железнодорожными администрациями.

Суть в том, что РЖД наметили серьезную экспансию на украинский рынок перевозок и используют все возможности вплоть до попыток расставить нужных кадров в «Укрзализныце». Фактически руководство «Укрзализныци» вынудили приехать в Москву. Еще 26 июня Владимир Якунин в письме к Юлии Тимошенко сообщил: «Вынужден информировать Вас, что сегодня ситуация с наличием парка грузовых вагонов собственности Украины приближается к критической. И меры, принимаемые украинскими железнодорожниками, явно недостаточны. Анализ показывает, что идет резкое сокращение инвентарного парка вагонов Украины и рост погрузки грузов». Далее в письме приводятся следующие данные: за пять месяцев 2008 года на железных дорогах Украины грузилось в среднем в сутки 1142 тыс. т грузов, за 22 дня июня с.г. - 1216 тыс. т. Уменьшение инвентарного парка вагонов произошло за счет исключения из инвентаря за период 1994 - 2008 годов 97,3 тыс. вагонов и передачи по решению правительства Украины другим пользователям 57,4 тыс. вагонов. При этом закуплено для обновления инвентарного парка всего 11,8 тыс. грузовых вагонов.

«Такое положение вынуждает украинских железнодорожников постоянно использовать грузовые вагоны принадлежности других железнодорожных администраций Содружества для выполнения обязательств перед грузоотправителями Украины. В частности, за 22 дня июня нынешнего года около 9 тыс. полувагонов ОАО «Российские железные дороги» были погружены железнодорожниками Украины в нарушение общепринятых правил не в страну-собственницу. Кроме того, железные дороги России недополучили от железных дорог Украины свыше 20 тыс. порожних полувагонов в нарушение технического плана работы железнодорожной отрасли в июне 2008 года», - сетует глава российской монополии и просит «оказать практическую помощь в нормализации использования грузовых вагонов».

Примечательно, что обращение президента РЖД к Юлии Тимошенко состоялось практически одновременно с попытками Иосифа Винского уволить Василия Мельничука. Напомним, что Винский подал материалы на увольнение гендиректора «Укрзализныци» 10 июня, но решения правительства по этому поводу до сих пор нет. Причем, как поговаривают в «Укрзализныце», Владимир Якунин очень заинтересован в возвращении в «Укрзализныцю» Василия Гладких (гендиректор УЗ в правительстве Юрия Еханурова. - Ред.), который сейчас возглавляет представительство РЖД в Украине.

Тарифная аномалия

На самом деле обеспокоенность президента РЖД вызвана позицией «Укрзализныци» в отношении ОАО «Первая грузовая компания». Эта 100%-ная «дочка» РЖД была создана в 2007 году. В ее уставный фонд было передано 177 тыс. вагонов, в том числе и около 47 тыс. дефицитных полувагонов. В настоящее время в собственности ПГК - свыше 200 тыс. единиц подвижного состава разного типа. Доля компании в структуре вагонного парка РФ составляет 21%.

ОАО «Первая грузовая компания», получив от РЖД около 200 тыс. вагонов, намерена в ближайшие годы и далее пополнять свой парк. Так до 2012 года запланировано приобретение более 70 тыс. вагонов. Компания создана в качестве оператора железнодорожного подвижного состава. ОАО «РЖД», в свою очередь, сохранило статус перевозчика с выполнением обязанностей, возлагаемых на него транспортным законодательством. В момент передачи грузовых вагонов в уставный капитал «Первой грузовой» они были одномоментно возвращены ОАО «РЖД» в пользование. По мере наработки собственной клиентской базы вагоны будут возвращаться в ПГК, а уже к концу 2009 - началу 2010 года процесс должен быть полностью завершен. Стоимость активов «ОАО «Первая грузовая компания» на момент создания в июне 2007 года составила не менее $5 млрд.

Проблема, собственно, состоит в том, как эти вагоны теперь классифицировать. В зависимости от того, относятся ли вагоны к инвентарному парку железных дорог, арендованными или собственными, зависит уровень и особенности применения тарифов.

Тариф при перевозках в собственных вагонах ниже, чем в инвентарных, но при этом оплачивается порожний рейс. Так, по территории Украины транзитный тариф в собственных вагонах ниже на 15%, а порожний рейс оплачивается с понижающими коэффициентами. Арендованные же вагоны курсируют как вагоны инвентарного парка с оплатой порожнего рейса по полной ставке. Инвентарные вагоны других железнодорожных администраций могут использоваться под погрузку в страну-собственницу или транзитную страну при возврате вагонов. При этом взимается плата за нахождение вагона в другой стране (кроме собственных и арендованных).

Пока в отношении вагонов РЖД, переданных ПГК, не решена проблема их перенумерации. Номер собственных вагонов обязательно должен начинаться на «5». РЖД предлагали признать данные вагоны собственными, но без изменения номера сделать это невозможно. И пока что принято решение рекомендовать железнодорожным администрациям признать вагоны ПГК арендованными.

Наглядно демонстрирует разницу между экономикой перевозок различными классами следующий пример: при перевозке угля по маршруту Тополи - Измаил в собственном подвижном составе ПГК в груженом состоянии «Укрзализныця» получает тариф - $12,49/т, при возврате порожнего - $195,04/ваг. Если бы вагон был признан арендованным, тариф в груженом состоянии составил - $14,7/т, при возврате порожнего - $487,6/ваг. Разница в груженом рейсе - $2,21/т, в порожнем рейсе - $292,56/ваг. В обоих случаях плата за нахождение вагона на территории Украины ($18,38/сут.) РЖД не уплачивается. Объем перевозки угля в этом направлении 180 тыс.т в месяц, или 2686 вагонов. Если эти перевозки осуществляет своими вагонами ПГК, то потери УЗ в груженом рейсе составляют $397 800, в порожнем - $785 816. Учитывая общие объемы транзита, ежегодные потери от изменения статуса вагонов РЖД можно оценить в $200-250 млн.

И даже несмотря на оплату за нахождение на территории Украины, использование инвентарных вагонов РЖД намного выгоднее. Кроме того, очень важно, что инвентарный вагон можно загрузить в попутном следовании. Теперь же такой шаг придется согласовывать с ПГК. Нехватка вагонов в Украине позволит РЖД и их дочерним структурам диктовать условия на украинском рынке перевозок. В настоящее время «Укрзализныця» не обеспечивает погрузку 10%, предъявленных к перевозке грузов, действует запрет на погрузку в украинские вагоны экспортных грузов и транзита, заходящего через порты. Эту нехватку всегда компенсировали инвентарные вагоны других железных дорог. Получив статус собственника и соответствующие преференции, «дочка» РЖД получает возможность зарабатывать деньги в Украине и использовать их на пополнение своего парка. При этом как собственник она может диктовать свои условия в выборе груза в попутном направлении или вообще отказаться от попутной погрузки.

На сегодняшний момент уже завершается процедура оформления представительства ПГК в Украине с правом хозяйственной деятельности. В случае заключения договора с «Укрзализныцей» на транспортно-экспедиторскую деятельность, ПГК может начать диктовать условия на рынке Украины. Стоит сказать, что «Укрзализныця» и все частные операторы Украины суммарно имеют меньше вагонов, чем ПГК. А ведь в дальнейшем может быть создана «Вторая грузовая компания» и т.д. Реализация стратегии РЖД по доминированию на рынках СНГ в рамках реформирования отрасли коснется практически всех перевозчиков «ближнего зарубежья», однако наиболее болезненны будут именно для «Укрзализныци». Ведь именно через наши территории идет основной транзит на порты и страны Европы.

Александр Арбузов

18 июля 2008 г.


Источник: Комментарии
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}