Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Эксперт.ua
04.11.2008 :: 10:59
Ничего не жалко для «Нафтогаза»

Правительство Юлии Тимошенко решило обеспечить выживание национальной акционерной компании «Нафтогаз України» любой ценой. Но меры, которые предпринимает Кабмин, способны лишь оттянуть неизбежное банкротство

Кабинет министров сейчас несет солидарную ответственность с НАК «Нафтогаз України» по ее внешним обязательствам. В правительственном проекте закона об изменениях в госбюджет на этот год заложен рост госгарантий по обязательствам национальной компании с 12 до 40 млрд. грн. В прошлую пятницу Верховная Рада приняла президентский вариант антикризисного закона,
касающегося в основном работы банков, откуда исключили нормы о поддержке НАКа. Парламенту необходимо было быстро утвердить закон, поскольку это является условием выдачи кредита Международным валютным фондом (МВФ). Оставить в нем спорные пункты по гарантиям национальному монополисту было бы трудно. Однако, по мнению экспертов, отказываться от них правительство не собирается. Соответствующие пункты закона о госгарантиях перекочуют в законопроект о втором этапе борьбы с последствиями экономического кризиса, включающий пакет отраслевых налоговых инициатив. «Я жду от правительства следующего пакета законодательных актов, которые будут касаться способов преодоления экономического кризиса», - заявил спикер парламента Арсений Яценюк уже после утверждения пакета антикризисных мер.

Поскольку госгарантии могут выдаваться только по новым кредитам, очевидно, правительство рассчитывает, что большая часть задолженности госкомпании может быть рефинансирована. «Необходимость увеличения государственных гарантий до сорока миллиардов грн. вызвана желанием правительства поднять кредитный рейтинг госкомпании, присвоенный ему агентствами Moody's и Fitch. Недавно они были снижены и приблизились к ”дефолтному» уровню», - говорит начальник отдела по управлению активами инвестиционной группы компаний «Велес-Капитал» Владимир Суханов. Такая сумма гарантий теоретически может почти полностью покрыть все обязательства НАКа, составляющие на сегодняшний день свыше 41 млрд. грн. (согласно отчетности по украинским стандартам за первое полугодие 2008 года). Но госгарантии в объеме, эквивалентном пятой части доходов бюджета страны, - серьезный риск для Украины в условиях ожидаемого падения темпов роста экономики в 2009-м. Тем более что дефолт НАКа действительно вполне вероятен. Облигации этого предприятия сейчас котируются почти вполовину ниже их номинальной стоимости. ”Нафтогаз» ни разу вовремя не подал свою финансовую документацию. Пока евробонды торговались где-то около номинала, ему всегда давали шанс подать ее позже. Никто не хотел объявить дефолт и не получить вообще ничего, - говорит глава инвестиционного совета КУА ”Инвестиционный капитал Украины» Валерия Гонтарева. - Сейчас я всем своим клиентам не рекомендую покупать ценные бумаги НАКа - можно просто попасть в реструктуризацию.»

Рискованная поддержка

«Крах компании и претензии на стратегические объекты со стороны нерезидентов способны поставить крест на любой политической силе, находящейся у власти», - считает Владимир Суханов. Это вынуждает правительство идти ва-банк, разгоняя капитализацию всеми мыслимыми способами и поддерживая доверие инвесторов за счет государственных гарантий. Степень влияния газовой проблемы на макроэкономические показатели сейчас трудно переоценить. МВФ требует от Украины довести стоимость газа собственной добычи до уровня цен импортного топлива к 2012 году, а также отказаться от дотаций теплокоммунэнерго (ТКЭ) до 1 июля 2010 года. Либерализация цен на газовом рынке - одно из ключевых условий предоставления валютным фондом займа в 16,5 млрд. долларов. Между тем даже если правительство подпишется под этими условиями, вряд ли они будут выполнены. Динамика роста цен на энергоносители стремительно опережает повышение их стоимости на внутреннем рынке. Тогда как резкое увеличение стоимости энергии для населения и теплокоммунэнерго может дорого обойтись политической силе, которая на него решится. А из-за отсутствия механизмов адресных дотаций незащищенным потребителям и вовсе обернуться кризисом неплатежей.

Пример - недавнее решение Национальной комиссии регулирования электроэнергетики (НКРЭ) о повышении розничных цен на газ для населения на 35% с 1 декабря, которое не было согласовано с Кабмином. По словам главы НКРЭ Валерия Кальченко, Комиссия и Министерство топлива и энергетики пытались убедить правительство принять соответствующие решения о повышении цен, но тщетно. При этом с трудом верится, что подконтрольное Кабмину руководство НКРЭ могло принять сколь-нибудь самостоятельное решение. Вероятно, молчаливое несогласие правительства не более чем попытка избежать критики принятия непопулярных мер. Отсутствие санкции правительства может послужить формальным поводом для отмены решения о росте тарифов. Уже последовала реакция на решение Комиссии со стороны Федерации профсоюзов Украины (ФПУ), заявившей о превышении НКРЭ своих полномочий. Федерация требует от Кабмина отменить решение о повышении тарифов, в противном случае она грозит обратиться в суд.

«Основная проблема - это потери на субсидировании стоимости тепловой энергии для населения. Решается она либо поднятием тарифов на отопление, либо путем изменения схемы субсидирования. В любом случае субсидирование населения не является функцией компании ”Нафтогаз», более того - это создает трудности для существующих и потенциальных кредиторов», - отметил аналитик инвестиционной компании Concorde Capital Владимир Нестеренко. Но предприятия ТКЭ уже сейчас не рассчитываются за поставки газа, прикрываясь судебными решениями. Так, на прошлой неделе с новой силой вспыхнул конфликт между НАК «Нафтогаз України» и харьковскими городскими властями. Мэр Харькова Михаил Добкин обвинил НАК в нарушении Закона Украины «О теплоснабжении», запрещающего отключать газ объектам теплоснабжения в отопительный сезон. Между тем долг предприятий ТКЭ Харьковской области за газ превысил 400 млн. грн. Аргумент Добкина таков: задолженность перед НАК - прямое следствие долгов госбюджета перед городом по компенсации разницы в тарифах в объеме около 320 млн. грн. Пример Харькова - яркое свидетельство проблем, с которыми предстоит столкнуться правительству при попытках ужесточить платежную дисциплину и повысить расценки на газ. Общие долги предприятий теплокоммунальной энергетики за него составляют около 1,2 млрд. грн. Если ТКЭ с трудом рассчитывается за топливо уже сейчас, что будет после повышения цен? Простого административного давления здесь мало: можно волевым решением поднять их, но от этого коммунальщики лучше платить не станут. В следующем году объем компенсаций разницы в ценах на импортный газ и в тарифах, по которым он поставляется ТКЭ, прогнозируемо вырастет. Но изыскать в бюджете деньги на покрытие убытков НАК «Нафтогаз України» будет очень сложно.

Прямой контракт с кредитором

Дальнейшее существование госкомпании поставлено в прямую зависимость от получения новых кредитов на развитие и рефинансирование старых долгов. Так, проект финансового плана НАК «Нафтогаз України» на 2009 год, которым располагает «Эксперт», предусматривает дефицит средств в восемь миллиардов грн. Этот финансовый разрыв компания рассчитывает покрыть за счет новых заимствований, позволяющих ей даже остаться в плюсе (профицит около 800 млн. грн.). Но мировой кризис ликвидности делает новые займы малоперспективными, а учитывая, что НАК далеко не самый надежный должник, - почти невозможными. Более того, этот финплан рассчитывался, исходя из прогнозной цены импортного газа 250 долларов за тысячу кубометров, а также курса 5,05 гривни за доллар. Уже сейчас очевидно, что как минимум один из параметров, а именно курс - неверен. «Учитывая финансовое состояние компании, непрозрачность отчетности, историю взаимоотношений с инвесторами, ситуацию на глобальном долговом рынке, напрашивается очевидный вывод: привлечь долги будет сложнее и дороже, чем раньше», - считает Владимир Нестеренко.

Дальнейшее кредитование Национальной акционерной компании несет в себе серьезные риски. Недавно глава компании Олег Дубина сообщил о том, что «Нафтогаз України» отказался от дальнейшего сотрудничества с Deutsche Bank, который до сих пор был одним из крупнейших кредиторов компании. Такое решение Дубина объяснил возможностью переуступки прав требования по долгам третьим структурам, признав угрозу концентрации долгов в одних руках. Учитывая, что гарантом заимствований для украинской компании выступал российский концерн «Газпром», несложно догадаться, в чьих именно руках сконцентрируются долги НАК «Нафтогаз України».

Рычагов влияния на НАК у российского газового концерна более чем достаточно. Переход на прямые закупки импортного газа будет сопровождаться передачей прав требования по долгам RUE к «Газпрому», оцениваемым в два миллиарда долларов. Открытым остается вопрос и об оплате газа, закачанного в подземные хранилища. Расчеты за газ напрямую с «Газпромом» означает значительное ужесточение платежной дисциплины со стороны НАКа, что возможно только при аналогичном ужесточении дисциплины потребителей. Местные власти к такому развитию событий явно не готовы. Так, Ассоциация городов просит Кабмин смягчить условия поставок газа теплокоммунэнерго в отопительный сезон. По словам вице-президента Ассоциации, мэра Запорожья Евгения Карташова, требования новых договоров (в частности, штрафные санкции при переборе и недоборе выделенных лимитов газа более чем на пять процентов, обязательная стопроцентная предоплата топлива или ее банковские гарантии) невыполнимы.

Перекрыть долги ТКЭ за счет поставок газа промышленным потребителям НАК «Нафтогаз України» также вряд ли удастся. Резкое падение объемов производства металлургических, химических, цементных заводов, являющихся основными потребителями газа, означает неминуемое снижение потребления энергоресурса. Масштабы этого снижения сейчас предсказать сложно, но что оно будет значительным, очевидно. А значит, прибыльный для НАКа сегмент сбыта газа сократится. Но это никак не отразится на дочке ”Газпрома» - компании «Газпром сбыт Украина», чья доля на внутреннем рынке зафиксирована в абсолютном выражении (7,5 млрд. кубометров).

Теоретически сохраняется возможность скупки «Газпромом» долгов «Нафтогаза» по дешевке (по неофициальной информации, такие предложения от держателей евробондов НАКа российский концерн получает постоянно), что сделает украинскую сторону более сговорчивой в вопросах контроля над газотранспортной системой.

Слишком дорогой «Нафтогаз»

В 1999 году НАК «Нафтогаз України» создавался как огромная дотационная машина, через которую деньги, полученные от транзита и реэкспорта газа, компенсировали убыточную внутреннюю добычу. Ее существование было оправданным до тех пор, пока доходы намного превышали расходы. Но после 2005-го цена импортного газа резко поползла вверх при одновременном сохранении ставки транзита на прежнем уровне, реэкспорт был запрещен, а наиболее платежеспособный сегмент сбыта газа на внутреннем рынке - промышленность - пришлось разделить со структурами «Газпрома» («Укргаз-Энерго», «Газпром сбыт Украина»). Национальная акционерная компания не только перестала быть источником дотаций, но сама потребовала финансовых вливаний. За все годы своего существования госкомпания так и не смогла найти источник стабильного заработка, который не был бы привязан к политической конъюнктуре (речь о взаимоотношениях с Россией). Не был реализован ни один проект по добыче углеводородов за рубежом (в частности, в Ливии и Египте), не была до конца доведена идея создания на базе НАКа вертикально интегрированной нефтяной компании (правительство так и не смогло вернуть контроль над Кременчугским нефтеперерабатывающим заводом, составлявшим основу такой ВИНК). И наконец, государство не воспользовалось благоприятным периодом для постепенной либерализации цен на внутреннем рынке.

Ставка правительства на выживание НАКа в нынешнем его виде и действующем регуляторном поле слишком рискованна для страны. Но вместо того чтобы презентовать инвесторам и общественности понятную концепцию выведения госкомпании из кризиса - либо путем реструктуризации (разделение компании на добывающую, транспортирующую и дистрибьюторскую составляющие с последующей возможной частичной их приватизацией), создания транспортных, добывающих СП с крупными инвесторами, либо продажи части акций НАКа как целостной компании, правительство предпочитает действовать по мере поступления проблем. Нужно быстро привлечь кредит - вкачаем в НАК новые активы, нужно рассчитаться за газ в подземных хранилищах - предоставим беспроцентный кредит из госбюджета, нужно успокоить инвесторов - дадим госгарантии на немыслимую в условиях кризиса сумму. Так, в середине октября Кабмин разрешил выдать НАК «Нафтогаз України» 20 лицензий на пользование недрами (среди которых есть и спорные участки) без необходимых в таких случаях аукционов. Всего таких лицензий может быть выдано 37, о чем еще в сентябре заявлял заместитель министра топлива и энергетики Олег Бугаев. Это, по мнению чиновника, позволит обеспечить прирост запасов газа НАКа на 7,4 млрд. кубометров. Понятно, что разрабатывать эти площади компания сейчас не будет - попросту нет денег для инвестирования в новые проекты в газодобыче.

Это легко можно проследить по деятельности «Черноморнефтегаза» - дочерней компании НАКа. Летом-осенью этого года правительство Тимошенко выгнало всех западных инвесторов с шельфа Черного моря, в том числе американскую компанию Vanco International, которая уже этой осенью должна была приступить к работам на Прикерченском участке шельфа. Такая зачистка от инвесторов-нерезидентов мотивировалась тем, что его разработкой должны заниматься исключительно государственные компании, в том числе «Черноморнефтегаз». Основой технологической базы этой компании служат две плавучие самоподъемные буровые установки: «Таврида» и «Сиваш» - последнюю сейчас арендует компания «Приазовнефть» (ею владеют «ЛУКойл», «Роснефть» и администрация Краснодарского края). Эту платформу в ближайшее время используют для бурения поисковой скважины в российской части Азовского моря. Но даже при полной загрузке существующие платформы не способны вести нефтегазодобычу на глубинах свыше 70-80 метров, тогда как основные запасы углеводородов находятся еще глубже. Так что говорить о реальных возможностях разработки шельфа не приходится. А затянувшееся судебное разбирательство между правительством и Vanco в Стокгольмском арбитраже может надолго отпугнуть иностранных инвесторов от участия в масштабных проектах по добыче углеводородов в Украине.

Имущество НАКа тем или иным способом уже растаскивают по частям. Скоро этот процесс может стать неконтролируемым, а в случае дефолта компании - и вовсе беспорядочным. Вбрасывая в компанию деньги и активы без четкого понимания целесообразности таких действий, правительство лишь усугубляет последствия возможного банкротства. Возможно, вопрос упирается лишь в то, кто окажется при власти, когда это случится. Очевидно, Юлия Тимошенко ответственность взять на себя не готова.

Автор: Глеб Простаков

4 ноября 2008 г.


Источник: Эксперт.ua
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}