Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Российские вести
26.06.2008 :: 11:05
Китайский спрос на иранский вопрос

По мнению аналитика BFM, события, заставившие бурлить нефтяной рынок целую неделю подряд, могут вопреки ожиданиям биржевых спекулянтов оказать совсем иное влияние на цены. Речь идет об очередном повышении отпускных цен на бензин в Китае и еще одной волне слухов о готовящемся ударе по Ирану.

На рост стоимости сырья влияют сразу несколько факторов: монетарная политика ФРС США, сохранение высокого спроса в Азии и премия за геополитические риски. Для изменения ценовой динамики необходимо, чтобы хотя бы один из вышеупомянутых факторов перестал действовать. На первый взгляд, за эти
несколько недель практически ничего не изменилось. Цена на нефть по-прежнему на уровне в 130 долл. за барр., финансовая политика в США продолжает поддерживать высокую норму ликвидности, а в азиатском регионе сохраняется повышенный спрос на нефтепродукты, новости вокруг Ирана будоражат рынок чуть ли не еженедельно. Можно было бы рассчитывать на более продолжительную коррекцию рынка по факту повышения цен в Китае, однако и она оказалась краткосрочной, на что есть свои причины. И все же давайте проанализируем влияние некоторых факторов на нефтяной рынок и попытаемся понять, насколько устойчивой является текущая ситуация.

Досрочное (рынок ждал этого события только после Олимпийских игр) повышение розничных цен на моторное топливо в Китае шокировало некоторых спекулянтов. Однако в целом рынок закладывался на неизбежный пересмотр ценовой политики из-за высоких издержек национальных нефтяных компаний. Именно по этой причине первоначальной реакцией стал мощный обвал котировок фьючерсных контрактов. Однако факты, доказывающие сокращение спроса на нефть в Китае, пока отсутствуют. Более того, Всемирный банк, к удивлению многих, повысил оценку роста китайской экономики на текущий год до 9,8%, а это достаточно высокий показатель. Данные таможенной службы Китая показывают поистине феноменальный скачок импорта нефтепродуктов. Несмотря на растущие цены, страна продолжает пополнять свои нефтяные запасы. С начала года импорт сырой нефти возрос на 15%, но еще более ошеломляющей выглядит статистика по импорту моторного топлива. За период с января по май 2008 года закупки бензина увеличились в 20 раз!!! В девять раз вырос импорт дизельного топлива! Если учитывать факт постоянного снижения экспорта нефтепродуктов из Китая, полученную информацию можно интерпретировать как резкий рост внутреннего спроса. А значит, потребность в сырье будет только увеличиваться, конечно, при условии сохранения нынешних темпов экономического роста. Достаточно вспомнить о том, что количество автомобилей в Китае продолжает стремительно увеличиваться: только в этом году появятся почти 10 миллионов новых владельцев. За последние 5 лет стоимость топлива в Поднебесной возросла почти в два раза, а цены на нефть за этот же период увеличились более чем в четыре раза. Для сравнения: в США стоимость галлона бензина изменилась почти в четыре раза, в Европе - в три. Потенциал дальнейшего роста, как говорится, налицо. Более того, по сравнению с Малайзией или Индонезией последнее повышение цен в Китае выглядит весьма щадящим, вряд ли стоит ожидать, что текущий уровень цен отпугнет покупателей. Напротив, это может привести к увеличению производства нефтепродуктов - ведь у производителей появляется стимул.

Тем не менее на долгосрочный период предпосылки для сокращения спроса все же появляются. Китайская промышленность - основной источник растущего спроса - постепенно сталкивается с серьезными трудностями в виде роста производственных издержек, некоторые секторы начинают демонстрировать признаки охлаждения, а рост стоимости земли начинает сказываться на активности в строительной индустрии. Судя по всему, эти тенденции приобретают все более устойчивый характер и при определенном стечении обстоятельств могут существенно ослабить спрос на нефть. На мой взгляд, игра на краткосрочный рост рынка по факту повышения цен в Китае уже не столь актуальна в отличие от долгосрочных перспектив, вызванных вышеупомянутыми предпосылками.

Теперь поговорим о геополитической составляющей. Сейчас, в условиях высокой степени рыночной ликвидности, геополитический фактор играет куда более важную роль, чем несколько лет назад. По моим расчетам, рыночная премия в этом случае может составлять до 40%. Однако все же стоит признать, что равновесие между спросом и предложением на рынке нефти сейчас весьма шаткое. Поймите правильно, когда мы рассуждаем о нефтяных ценах, мы ведем речь о фьючерсных контрактах, что как раз и подразумевает высокий уровень ожиданий и подстегивает реальный рост цен. Дисбаланса на рынке пока еще нет (представители ОПЕК убеждены в этом), но он может появиться в будущем, и убедительно опровергнуть этот прогноз пока никому не удается. Конечно, увеличение мирового спроса в среднем по 1 - 2% в год - факт существенный. Однако это уже совсем не такие темпы, как раньше. Более того, сокращается потребление и импорт в Северной Америке. По оценке министра энергетики США Сэмуэля Бодмана, предложение нефти должно превышать спрос на 3 - 4 миллиона баррелей вместо сегодняшних двух. Я не случайно завел разговор о балансе спроса и предложения: столь высокий размер премии за геополитику связан как раз с этим фактором. Участники рынка наблюдают за тем, как падает добыча нефти в том или ином регионе, и опасаются, что если Иран ограничит поставки нефти, на рынке появится дисбаланс. Здесь мне хотелось бы обозначить один очень важный момент. Если рассуждать об иранской проблеме с точки зрения влияния на нефтяной рынок, то я придерживаюсь мнения, что в случае нанесения удара по ядерным объектам в этой стране цены на нефть, наоборот, могут снизиться. Естественно, спекулянты отреагируют на эти события, и в первые дни котировки могут взлететь до небес, но с рынка уйдет геополитическая составляющая, и нам придется скорректировать ценовую составляющую. Иными словами, в данной ситуации действие лучше бездействия. Вы только представьте, сколько времени понадобится Ирану для восстановления своего ядерного потенциала. Кто-то может возразить, что иранские власти немедленно прекратят поставки нефти на рынок или прибегнут к ответным действиям. Предположим, что так оно и произойдет, но добьется ли Иран желаемого эффекта? Доходы от нефти нужны стране как воздух, а потенциал для ответного удара крайне ограничен. В любом случае желаемого многими хаоса на нефтяном рынке на длительный период мы явно не получим, но зато исчезнет элемент неопределенности. Самое главное, что у рынка появится возможность определить и рассчитать будущие риски со стороны предложения, а когда мы имеем дело с фактом, который уже свершился, сделать это гораздо легче. Как говорится, у страха глаза велики.

Наконец, остается еще один фактор, определяющий ценовую составляющую, - политика Федерального резерва. Элементы данной политики на протяжении без малого шести лет способствуют удорожанию материальных активов и удешевлению денежных ресурсов. Пока ФРС придерживается данного курса, стоимость активов не имеет шансов на существенную коррекцию: в отсутствии иных качественных активов избыточная ликвидность потоком устремляется в сырьевые активы. Но, с другой стороны, финансовым властям все труднее сдерживать рост инфляционных ожиданий, а финансовая накачка инвестиционных банков так и не может изменить дисбаланс на денежном рынке. Более того, оттягивая на себя значительную часть ликвидности, инвестиционные банки продолжают увеличивать долю денежных средств на своих балансах, лишая тем самым реальную экономику жизненно необходимых ей «длинных» денег. Усиливается давление на региональные коммерческие банки, которые из-за отсутствия ликвидности практически перестали кредитовать потребительский сектор. Недавние результаты аукционов (Term Auction Facility) продемонстрировали, что количество банков, воспользовавшихся дисконтным окном ФРС, вновь увеличилось, достигнув апрельских уровней. Это означает, что проблемы финансового сектора еще далеки от своего разрешения, а вот финансовые власти использовали почти весь свой потенциал для поддержки рынка. Если предположить, что дорогое сырье - новая и устойчивая реальность для экономики (на данный момент так оно и есть), тогда новой парадигмой для финансового мира должен стать и высокий уровень инфляции, что в принципе и происходит. Это, в свою очередь, означает, что в любой момент участники рынка могут переосмыслить политику Федерального резерва и пересмотреть свой взгляд на инфляцию. Иными словами, рынок придет к выводу, что ФРС упустил контроль над инфляцией, начнется обвал казначейских облигаций, доходность которых повысится на несколько десятков процентных пунктов. В этом случае последствия для экономики могут оказаться достаточно печальными: резкий рост стоимости ипотечных и потребительских кредитов в нынешних условиях может привести к катастрофе. Поэтому, несмотря на сложность ситуации, ФРС придется пересматривать свою политику и хотя бы изменить тактику предоставления ликвидности финансовым институтам, резко ограничив круг избранных. В любом случае Центробанк США вынужден выбирать между двух зол - либо банкротства некоторых финансовых компаний, либо ужесточение монетарной политики. Последний вариант наиболее нежелательный, но он может оказаться неминуемым, если чрезмерно сопротивляться первому. Так или иначе, но ключевым условием, при котором произойдет нормализация нефтяного рынка, является сокращение ликвидности. Рано или поздно, но это произойдет неизбежно. Вопрос лишь в том, произойдет ли это по воле Федерального резерва или под рыночным давлением. Самое важное, что банки вынуждены будут начать ликвидацию рыночных позиций, и в некоторой степени это приведет к ослаблению спроса на нефтяные фьючерсы.

Таким образом, устойчивость нефтяных цен все-таки можно подвергнуть серьезному сомнению, учитывая формирование столь важных предпосылок для перелома. Просто всему свое время, и неизбежно сработает мудрая истина - перемены происходят тогда, когда их никто не ждет.

Григорий Бегларян

26.06.2008 г.


Источник: Российские вести
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}