11.11.2008 :: 11:44
Кабмин прикроет автоимпорт
Украина попытается приостановить свои тарифные обязательства перед ВТО в связи с угрозой платежному балансу страны. Как стало известно «i», данный механизм, применяемый странами ВТО лишь в экстренных случаях, будет выгоден отдельным отраслям промышленности, но поставит под удар весь импорт новых автомобилей. На все импортные иномарки может быть введен временный дополнительный импортный сбор, а также применен режим квотирования и лицензирования.
Как сообщил «i» глава комитета Рады по вопросам налоговой и таможенной политики Сергей Терехин, сейчас правительство, парламент и Секретариат президента согласовывают комплексную программу преодоления кризиса платежного баланса, а также рассматривают меры по минимизации проблем отдельных отраслей экономики. «В соответствии с 12-й статьей ГАТТ и другими нормами ВТО, при критическом состоянии платежного баланса стране разрешено временно налагать ограничения на импорт,- отмечает депутат.- Мы отправили запрос в Женеву (штаб-квартира ВТО.- Авт.) и в субботу получили ответ, что для поддержки занятости в отдельных отраслях мы в теории имеем такое право. Этот ответ пока неформальный».
Антикризисный пакет №2 может быть рассмотрен в парламенте уже в ближайший четверг, и он будет включать в себя комплексные меры поддержки приоритетных отраслей экономики: металлургии, химии, ТЭК, финансового сектора, а также машиностроения. В частности, по предварительной информации, особое внимание будет уделено поддержке отраслей через либерализацию амортизационной политики.
Как стало известно «i», вместе с автопроизводителями в настоящее время обсуждается вопрос ограничения импорта новых автомобилей через предоставление правительству права вводить временный дополнительный импортный сбор (помимо нынешних пошлин в 10%), а также режим квотирования и лицензирования. На вчерашнем совещании с представителями автомобильной отрасли президент Виктор Ющенко заявил о необходимости разработки плана поддержки отечественного автопрома в условиях мирового финансового кризиса и спада внутреннего спроса в Украине. Детали возможных мер, по его словам, будут рассмотрены на очередном совещании президента и Кабмина в среду.
На прошлой неделе президент напомнил, что около 60% негативного торгового сальдо Украине формируют операции, связанные с импортом автомобилей и комплектующих: «У нас за девять месяцев текущий счет минус $9 млрд. Импорт автомобилей, моторов и кузовов составляет $7,9 млрд.». (Также на формирование негативного сальдо всерьез влияет импорт энергоресурсов - $16,1 млрд., из которых на импортный газ ушло $6,5 млрд., на нефть - $3,5 млрд.). По его словам, автомобили - это не критический товар, импорт которого следует поддерживать.
О возможном ограничении импорта авто на полгода-год уже заявили премьер-министр Юлия Тимошенко и глава совета НБУ Петр Порошенко, который также руководит автоконцерном «Укрпроминвест» (управляет, в частности, корпорацией «Богдан»). Тариэл Васадзе (фракция БЮТ), почетный президент корпорации «Укравто» (Запорожский автозавод), отметил, что если этого не сделать, в условиях падения спроса на новые авто в Украине завод пойдет на сокращения персонала и снижение производства на 40%. Ассоциация «Укравтопром» ранее обратилась с открытым письмом к министрам экономики и промполитики с просьбой исключить автомобили с бензиновыми двигателями объемом 1 тыс.-2,2 тыс. куб. см и с дизельными двигателями объемом до 2,5 тыс. куб. см из режима свободной торговли со странами ЕС.
Дмитрий Святаш (Партия регионов), член комитета по налоговой и таможенной политике и почетный президент корпорации «АИС» (Кременчугский автосборочный завод), заявил «i», что в условиях, когда Евросоюз готовится выделить на поддержку своего автопрома более $40 млрд., а США - не менее $25 млрд., говорить о нарушениях норм ВТО в сфере конкуренции неуместно. «Не нужно смотреть на нормы ВТО как на догму. США и Германия плевать хотели на ВТО, когда речь зашла о сохранении целых отраслей,- сказал депутат.- В нынешней ситуации никто не думает о соблюдении каких-либо норм, работает принцип экономического эгоизма». В целом господа Терехин и Святаш прогнозируют очень высокую вероятность принятия закона в Раде по временному тарифному и количественному ограничению автомобилей.
Впрочем, импортеры согласны пойти на квотирование и даже преференции для отечественного автопрома, в частности, в сфере госзакупок. «По нашей информации из Женевы, в ВТО не считают, что Украина находится в состоянии угрозы платежному балансу (особенно с учетом получения кредита МВФ). Более того, из-за кризиса импорт и так упал,- отмечает президент Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров Олег Назаренко.- Но если будут введены высокие пошлины, это приведет лишь к буму серого импорта и, как итог, потерям доходов в бюджет - во всю заработают давно работающие схемы полулегального импорта, который теперь просто начнет процветать».
Юрий Лукашин
11.11.2008 г.
Источник: Экономические известия |