Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Комментарии
29.08.2008 :: 14:34
Грузия победила в войне за внимание инвесторов

Российско-грузинская война довольно странным образом затронула один из ключевых секторов грузинской экономики, связанный с транзитом энергоресурсов.

За редкими исключениями, в ходе боевых действий практически не были задеты имущественные интересы западных компаний, бизнес которых связан с транспортировкой нефти и газа по территории Грузии

С превоенного 2007 года Грузия начала транзит 15 млрд. м3 газа из Азербайджана в Турцию, вытесняя с рынка этой страны российский «Газпром». Кроме того, ежегодно через порты и трубопроводы Грузии транзитом проходит 60 млн. т нефти, еще
порядка 5 млн. т перерабатывается для последующего экспорта нефтепродуктов. Заявления о снижении транзитного потенциала страны, тиражируемые российскими СМИ, не выдерживают критики хотя бы потому, что ущерб, нанесенный военными действиями нефтегазовым компаниям, трудно назвать значительным.

Потери образовались в результате нескольких инцидентов. Первый из них - теракт в Турции 4 августа (официально не связанный с войной) кратковременно блокировал работу Южнокавказского газопровода и нефтепровода «Баку - Тбилиси - Джейхан» (БТД), поставки по которому были возобновлены уже 14 августа. Второй инцидент - подрыв 16 августа российскими войсками железнодорожного моста возле грузинского города Каспи. Через этот мост ежегодно переправлялось около 5 млн. т нефти в цистернах из Азербайджана на Батумский НПЗ и терминал в Кулеви. Снабжение этих объектов приостановлено, однако владельцы НПЗ и терминала уверены в быстром восстановлении моста и возобновлении поставок. Третьей стала диверсия 23 августа. Тогда в 8 км от Гори у поселка Скра неизвестными был подорван железнодорожный состав азербайджанской нефтекомпании Azpetrol.

Косвенный ущерб от разрушения моста в Каспи понесли несколько компаний. Среди них датский судоходный холдинг Greenoak, которому принадлежат Батумский НПЗ (терминал завода принадлежит «КазМунайГазу»), а также собственники терминала в Кулеви - Socar Energy Georgia, являющаяся «дочкой» азербайджанской государственной компании Socаr. Правда, ни эти, ни другие компании не заявляли о причинении им какого-либо прямого ущерба либо нарушении прав собственности.

Все остальные объекты нефтяной и газовой промышленности Грузии пока остались нетронутыми. Их положение «вне войны» объясняется тем, что подавляющее большинство из них - собственность не Грузии (как в случае с разрушенным в Каспи мостом ООО «Грузинские железные дороги»), а сфера компетенции компаний Запада либо ЕС. Крупнейшим экономическим проектом ЕС в кавказском регионе является Евро-Азиатский нефтетранспортный коридор (ЕАНТК). Основными объектами этого коридора в Грузии являются четыре нефтетерминала в портах Батуми, Супса, Поти и Кулеви, а также три нефтепровода: старый «Баку - Самгори - Хашури - Поти» и два новых - «Баку - Супса» мощностью 15 млн. т и «Баку - Тбилиси - Джейхан» мощностью 50 млн. т.

Наиболее дорогостоящие сегменты ЕАНТК расположены в Украине - это нефтепровод «Одесса - Броды» и терминал в Южном. Нынешняя война РФ против Грузии не задела грузинские нефтетерминалы в Супсе и Кулеви, технологически завязанные на украинский сегмент ЕАНТК. То, что произошло в Грузии, лишь сконцентрировало внимание Евросоюза на необходимости скорейшего развертывания украинского сегмента ЕАНТК на полную мощность транзита.

Весьма странная избирательность российских войск, с готовностью громивших какие угодно объекты на территории Грузии, за исключением газовых и нефтяных, имеет вполне очевидное объяснение. Официальный Кремль изначально обозначил антиамериканский пафос своей войны с Грузией, откровенно апеллируя к Евросоюзу. Таким образом в прокремлевских массмедиа разыгрывался «балканский» сценарий раскола Cевероатлантического блока - на «спокойных и зависимых» европейцев и «вредных американцев», якобы жаждущих напакостить ЕС. По всей видимости, не задевая позиции европейского капитала в Грузии, Кремль рассчитывал обратить в свою пользу главенство в ЕC лояльно настроенной к РФ Франции. Заигрывая с европейцами, после завершения акции «принуждения к миру» Кремль явно рассчитывал расколоть НАТО, провоцируя США и Грузию к срыву московского мирного плана Путин - Саркози.

Но к настоящему времени кремлевский расчет на трепетное неподжигание европейских АЗС или незаход танков на нефтебазы, похоже, не срабатывает. К явной досаде Кремля в спину уходящим войскам почему-то никто не стреляет, а в сторону оставленного в порту Поти маловооруженного российского автопатруля никто не бросает бутылки с «коктейлем Молотова». Западные инвесторы не оценили должным образом избирательность самолетов, бомбивших только жилые кварталы. Внимание европейцев к развитию грузинского нефтегазового сектора после войны не угасло. Такой ход событий подтвердила нефтекомпания ВР, оператор поставок нефти по БТД, заявив, что война никоим образом не влияет на планы увеличения трубопроводной прокачки нефти через Грузию из Азербайджана. В свою очередь, австрийская OMV, оператор проекта строительства газопровода Nabucco, в ходе разгоревшейся войны РФ против Грузии распространила заявление, что объем заявок инвесторов, готовых покупать газ на южной грузинской границе, превзошел все самые радужные ожидания. Кроме того, не отказался от своих намерений инвестировать $1 млрд. в строительство нового НПЗ в Батуми и консорциум компаний Казахстана, Индии и Турции. Что касается Грузии, то война однозначно увеличит объем капиталовложений, которые ранее были запланированы на 2008 год, а нефтегазовый сектор этой страны доказал Западу свою важность с минимальными потерями.

Андрей Зубов

29 августа 2008 г.


Источник: Комментарии
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}