Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Комментарии
10.04.2012 :: 10:26
Греция продает газопровод из Украины

«Газпром» озаботился вопросом покупки греческой ГТС. Ведь приход туда других инвесторов ускорит диверсификацию поставок природного газа в юго-восточную Украину

30 марта правительство Греции завершило прием заявок от компаний, желающих принять участие в приватизации газовой корпорации DEPA (Dimosia Epichirisi Paroxis Aeriou S.A.) и ее дочерней газотранспортной компании DESFA. Эти фирмы владеют конечным участком Трансбалканского газопровода, идущего в Грецию из РФ через Украину, Румынию и Болгарию. Поэтому неудивительно, что среди желающих поучаствовать в приватизации оказалась, по
данным афинских СМИ, одна российская компания. Ее название не сообщается, однако немногим ранее о своем интересе к DEPA заявлял российский «Газпром».

ПОСЛЕДНИЙ ШАНС «ГАЗПРОМА»

Мощность Трансбалканского газопровода - 27 млрд. м3, но фактическая прокачка по нему в 2011 году составила не более 18,3 млрд. м3. Последовательно из всего этого объема через Украину прокачано 2,1 млрд. м3 для Молдовы, 4,7 млрд. м3 для Румынии, 2 млрд. м3 для Болгарии, 2,9 млрд. м3 для Греции и 6 млрд. м3 для Турции. Последняя в конце 2011 года денонсировала договор с РФ об использовании Трансбалканского газопровода, а Румыния заявила о намерении прекратить импортировать газ по этому трубопроводу после 2015 года. И от того, кто станет новым владельцем греческой DEPA, зависит скорость реализации вышеупомянутых намерений, а также способность Трансбалканского газопровода начать прокачку в обратном РФ направлении «с юга на север».

Причиной недозагрузки мощностей газопровода, идущего из Украины в Грецию, считается российско-турецкий подводный газопровод «Голубой поток», обошедший Украину еще в 2002 году. Официальной целью этого российского проекта стоимостью более $8 млрд. было сокращение поставок газа через «нестабильные» Украину и Молдову и вместо этого увеличение закупок странами региона российского газа через Турцию. Которая, как тогда считали в «Газпроме», была более стабильна как транзитер, чем Украина или Молдова. Однако к 2008-2009 годам с турецкой транзитной стабильностью у российских стратегов как-то не сложилось. Вместо расширения транзита газа из РФ Турция с 2009 года начала продвигать на рынок стран Черноморско-Балканского региона трубопроводный газ из Азербайджана, Ирака и Египта. А также, что немаловажно, арабский газ, который поступает в газопроводы из расположенных в Турции СПГ-терминалов.

Приватизация греческой газовой монополии DEPA выглядит вполне лояльным шагом в свете такой политики Турции. Как член ЕС, Греция обязана не превышать зависимость от одного источника поставок газа более 30%. В реальном времени сделать это можно исключительно при увеличении турецкого транзита. До 2000 года Греция при потреблении газа до 4,8 млрд. м3 в год на сто процентов зависела от поставок российского газа. Но в начале минувшего десятилетия монопольная газовая зависимость Греции от РФ была снижена до 70%. Это произошло из-за ввода в эксплуатацию СПГ-терминала Revithossa мощностью 2 млрд. м3 в год компанией DEPA. Поставщиками газа для терминала стали Катар и Египет. К концу десятилетия доля российских поставок была еще больше снижена - за счет увеличения импорта Грецией газа из Азербайджана через Турцию. Следующим шагом Афин на пути к сокращению зависимости от одного источника импорта газа может стать освоение собственных крупных морских месторождений или строительство подводных газопроводов. Но компания DEPA с такими задачами вряд ли справится без прихода квалифицированного, а главное, лояльного инвестора.

СВОИ ВСЕГДА ЛУЧШЕ

Под давлением Брюсселя и исходя из интересов соседней Турции решение о необходимости приватизации DEPA было принято еще в конце 2010 года бывшим социалистическим правительством Георгиса Папандреу. Но левые отличались романтическим отношением к Москве и явно не спешили ни с газовой, ни с какой-либо другой приватизацией.

Из обширного списка объектов приватизации, рекомендованного Брюсселем в 2011 году, кризисная Греция смогла продать лишь 10% акций местного телекома, компании ОТР, - этот пакет был продан за 400 миллионов евро Deutsche Telecom.

Новое коалиционное правительство Лукаса Пападимоса, которое сменило социалистов, решило этот вопрос всего за три месяца. 27 февраля было принято решение о старте приватизации DEPA, и к этому моменту желание поучаствовать в конкурсе изъявили 17 компаний из 12 государств. Из-за большого количества желающих правительство Греции продолжило процедуру приема заявок. Условия приватизации предполагают инвестору два варианта выкупа активов DEPA и ее дочерней DESFA. По первому варианту покупатель получит 100% акций интегрированного холдинга DEPA с условием, что 34% газотранспортного оператора DESFA будут возвращены государству после завершения сделки. По второму варианту - отдельная продажа 100% госдоли в DEPA и 66% доли в DESFA. В обоих случаях государство намерено оставить себе всего лишь 34% оператора ГТС DESFA.

До объявления «кризисной» приватизации наиболее вероятными претендентами на государственные активы греческой ГТС пресса называла две ведущие греческие нефтегазовые компании. Это компания Vegas Oil and Gas Спиро Латциса и Motor Oil Йоргаса Вардиннояниса. Первому принадлежат 35% греческой государственной нефтекомпании Hellenic Petroleum (контролирует НПЗ ОКТА в Республике Македония, а также два из трех существующих предприятия греческой нефтепереработки). Motor Oil Hellass, в свою очередь, принадлежит Коринфский НПЗ. Ресурсная база греческих компаний, претендующих на греческую ГТС, сосредоточена в долях десяти крупных месторождений газа и нефти в Египте. То есть права собственности на месторождения газа за границей у большого греческого бизнеса есть. Теперь главная задача - успешно приватизировать инфраструктуру доставки этих ресурсов. Ведь от того, кто станет победителем в этой приватизации, зависит скорость дальнейшей диверсификации поставок газа не только в самой Греции, но и всего региона.

Андрей Старостин

10 апреля 2012 г.


Источник: Комментарии
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}