10.10.2008 :: 10:01
Домодедово уходит в минус
По итогам сентября московские аэропорты всерьез почувствовали влияние авиационного кризиса. Пассажиропоток Домодедово впервые с момента приватизации аэропорта группой «Ист Лайн» упал на 3,9%, причем, по мнению экспертов, в основном не из-за ухода альянса AiRUnion, а из-за снижения туристического потока и отмены рейсов авиакомпаниями.
Крупнейший московский аэропорт Домодедово впервые за многие годы по итогам сентября снизил пассажиропоток на 3,9% по отношению к сентябрю 2007 года, обслужив 1,959 млн. пассажиров. Эксперты не помнят отрицательных показателей Домодедово с момента прихода к управлению аэропортом группы «Ист Лайн». «Мы трезво оцениваем ситуацию и понимаем, что сейчас отрасль авиаперевозок переживает кризис»,- говорит пресс-секретарь Домодедово Эльдар Тузмухаметов. Вместе с тем господин Тузмухаметов признает, что на пассажиропотоке аэропорта безусловно сказался уход в первых числах сентября авиакомпаний альянса AiRUnion. «Как будет компенсирован этот спад, можно будет говорить в ближайшие месяцы»,- добавляет пресс-секретарь Домодедово. По его словам, общие прогнозные показатели работы Домодедово скорректированы, но не сильно: к концу года аэропорт рассчитывает обслужить до 21 млн. пассажиров (рост около 12%).
По данным «Ъ», в июле и августе авиакомпании AiRUnion перевозили порядка 200 тыс. человек ежемесячно. Даже с учетом того, что в перевозках альянса преобладали чартерные программы, которые приходились именно на летние месяцы, можно с уверенностью утверждать, что в сентябре Домодедово недосчиталось порядка 5% от общего пассажиропотока.
Аэропорт Внуково, в который перешли клиенты Домодедово, показал по сентябрю рост пассажиропотока, но небольшой - всего 9,9%, до 840 тыс. пассажиров. В Шереметьево пассажиропоток за сентябрь тоже вырос ненамного - на 8,2%, до 1,471 млн. пассажиров. Во Внуково говорят, что снижение темпов роста объясняется сезонностью пассажиропотока, которая наложилась на рост стоимости авиабилетов. «Как следствие, мы наблюдаем снижение процента занятости кресел, что и отражается на пассажиропотоке»,- говорит пресс-секретарь Внуково Константин Конаныхин. По его словам, перевод рейсов AiRUnion сыграл свою роль в увеличении перевозок через Внуково, но механически прибавить домодедовские цифры перевозок авиакомпаний альянса Внуково не удалось. «Многие пассажиры сдавали и продолжают сдавать билеты, поэтому физические объемы перевозок AiRUnion безусловно снизились»,- добавляет он. Господин Конаныхин отмечает, что к концу года Внуково должно выйти на плановый показатель роста в 10-15%.
Замедление темпов роста пассажиропотока в московских аэропортах наметилось в мае: именно тогда цены на топливо достигли максимума, увеличившись с начала года на 70%. Наибольшее снижение темпов роста демонстрирует Внуково: если в среднем по полугодию его пассажиропоток рос на 32%, то на сегодня средний показатель по девяти месяцам 2008 года упал до 22,5%. Меньше всего снизил темп роста аэропорт Шереметьево, который достаточно стабильно показывает ежемесячный рост пассажиропотока на уровне 10%.
Эксперты не удивлены, что кризис, резко ухудшивший положение российских авиакомпаний, нашел отражение в производственных показателях главных аэропортов страны. Глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев уверен, что общий спад туристического потока в августе-сентябре и отмена части рейсов авиакомпаниями повлияли на показатели Домодедово более существенно, чем уход AiRUnion. «Если мы прогнозировали рост перевозок к концу года в районе 20%, то сейчас уже очевидно, он будет меньше - около 15%»,- полагает глава консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. По его мнению, сегодняшнее падение спроса вызвано ростом цен на билеты ввиду топливного кризиса 2008 года. А последствия финансового кризиса, разразившегося в последний месяц, отрицательно скажутся на пассажиропотоке аэропортов лишь в начале 2009 года.
Алексей Екимовский
10 октября 2008 г.
Источник: КоммерсантЪ |