02.12.2008 :: 14:01
«Укрзализныця»: молчание ягнят?
Столкнувшись с падением объемов грузоперевозок, РЖД заявили о принятии антикризисных мер. «Укрзализныце», переживающей аналогичные и даже большие трудности, обещают сохранить трудовые коллективы.
28 ноября 2008 г. первый вице-президент ОАО «РЖД» Вадим Морозов озвучил итоги работы компании за ноябрь и планы по сокращению расходов. Если негативные тенденции сохранятся, то по итогам года объем грузоперевозок российской железнодорожной монополии снизится на 3-4%, а чистая прибыль будет в 2 раза меньше, чем в 2007 г.
В ноябре 2008 г. грузооборот РЖД снизился на 20% по сравнению с ноябрем прошлого года. В декабре прогнозируется еще более сильное падение этого показателя. В связи с этим компания намерена сократить штат на 3%, при этом ограничив набор новых сотрудников.
«В первую очередь это коснется центрального аппарата. Кроме того, мы планируем ввести сокращенные недели и отказаться от премий. Сейчас не время получать премии даже за достойную работу», - заявил В.Морозов.
По данным ОАО «РЖД», в компании работают 1,3 млн. сотрудников. Таким образом, под сокращение попадают 39 тыс. человек. Конечно же, в первую очередь будут сокращены вакантные должности, которых в РЖД, как и в любой госструктуре, наверняка хватает. Затем будет задействован «естественный отток работников» по возрасту и собственному желанию. И все же, без сокращений «по живому» явно не обойдется.
Не лучшим образом обстоят дела и в «Укрзализныце». Данные за ноябрь еще не оглашались, но уменьшение объемов грузоперевозок началось еще раньше. По информации Госкомстата, в октябре 2008 г. этот показатель снизился на 11,5%. Если бы не рекордный урожай зерна, падение было бы еще более сильным.
|
октябрь 2007 г. |
октябрь 2008 г. |
+/-, % |
Перевезено грузов, млн. т |
44,3 |
39,2 |
-11,5% |
из них отправлено, в т.ч.: |
37,3 |
31,7 |
-15,0% |
каменного угля |
8,3 |
8,8 |
6,0% |
кокса |
1,0 |
0,7 |
-30,0% |
нефти и нефтепродуктов |
1,3 |
1,0 |
-23,1% |
руды железной и марганцевой |
6,1 |
4,4 |
-27,9% |
черных металлов |
3,4 |
1,9 |
-44,1% |
лома черных металлов |
0,6 |
0,2 |
-66,7% |
лесных грузов |
0,4 |
0,3 |
-25,0% |
химических и минеральных удобрений |
0,8 |
0,4 |
-50,0% |
зерна и продуктов помола |
0,5 |
2,0 |
300,0% |
цемента |
1,0 |
0,8 |
-20,0% |
строительных материалов |
6,8 |
5,8 |
-14,7% |
других грузов |
7,1 |
5,4 |
-23,9% |
В РЖД датой начала падения объемов перевозок считают 16 октября, т.е. этот месяц не является показательным. К тому же украинский горно-металлургический комплекс пострадал от кризиса больше, чем российский, из-за большей ориентированности на экспорт. По состоянию на 20 ноября 2008 г., на отечественных метпредприятиях простаивали 20 из 43 доменных печей, 25 из 42 мартеновских печей, 9 из 21 конвертера и 9 из 13 электропечей. По итогам ноября производство металлопродукции упало на 50% к уровню ноября 2007 г.
Если учесть эти факторы, то прогнозы РЖД вполне можно спроецировать и на УЗ. Простые подсчеты показывают, что если объемы грузоперевозок «Укрзализныци» в ноябре-декабре 2008 г. упадут на 20%, то по итогам года железнодорожная монополия перевезет 509,3 млн. т грузов или на 0,6% меньше, чем в 2007 г. Проведенные в этом году индексации тарифов на железнодорожные грузоперевозки не позволят УЗ закончить год с убытками, но и ожидаемых прибылей госмонополия не получит.
В РЖД рассчитывают компенсировать потери от экономического спада за счет повышения тарифов с начала 2009 г. В «Укрзализныце» подобного шага ждут не раньше апреля. При этом металлургическое лобби наверняка попытается добиться продления моратория на индексацию тарифов на перевозки сырья и продукции ГМК, что значительно снизит прирост доходов железных дорог.
Поэтому Госадминистрации ж-д транспорта нужно искать пути минимизации расходов. В октябре в качестве временной меры всем работникам УЗ «добровольно-принудительно» предоставили 5-дневный отпуск за свой счет, некоторые предприятия переведены на четырехдневный график работы, но этого явно недостаточно, чтобы побороть появившиеся трудности. При этом руководство Минтранссвязи 27 ноября на встрече с представителями железнодорожных профсоюзов назвало сохранение трудовых коллективов своей главной задачей в этой сфере.
Других слов от высокопоставленных чиновников отрасли ждать не приходится. Даже повышение зарплаты железнодорожникам преподносится ими как личная заслуга Иосифа Винского. В такой ситуации в «Укрзализныце» (и Минтранссвязи) вряд ли решатся на масштабные сокращения или другие непопулярные меры, которые может себе позволить то же ОАО «РЖД». А ведь разразившийся кризис мог бы стать подходящим стимулом быстрее оптимизировать структуру монополии и провести столь необходимые реформы… |