«Укрзализныця»: молчание ягнят?

Столкнувшись с падением объемов грузоперевозок, РЖД заявили о принятии антикризисных мер. «Укрзализныце», переживающей аналогичные и даже большие трудности, обещают сохранить трудовые коллективы.

28 ноября 2008 г. первый вице-президент ОАО «РЖД» Вадим Морозов озвучил итоги работы компании за ноябрь и планы по сокращению расходов. Если негативные тенденции сохранятся, то по итогам года объем грузоперевозок российской железнодорожной монополии снизится на 3-4%, а чистая прибыль будет в 2 раза меньше, чем в 2007 г.

В ноябре 2008 г. грузооборот РЖД снизился на 20% по сравнению с ноябрем прошлого года. В декабре прогнозируется еще более сильное падение этого показателя. В связи с этим компания намерена сократить штат на 3%, при этом ограничив набор новых сотрудников.

«В первую очередь это коснется центрального аппарата. Кроме того, мы планируем ввести сокращенные недели и отказаться от премий. Сейчас не время получать премии даже за достойную работу», - заявил В.Морозов.

По данным ОАО «РЖД», в компании работают 1,3 млн. сотрудников. Таким образом, под сокращение попадают 39 тыс. человек. Конечно же, в первую очередь будут сокращены вакантные должности, которых в РЖД, как и в любой госструктуре, наверняка хватает. Затем будет задействован «естественный отток работников» по возрасту и собственному желанию. И все же, без сокращений «по живому» явно не обойдется.

Не лучшим образом обстоят дела и в «Укрзализныце». Данные за ноябрь еще не оглашались, но уменьшение объемов грузоперевозок началось еще раньше. По информации Госкомстата, в октябре 2008 г. этот показатель снизился на 11,5%. Если бы не рекордный урожай зерна, падение было бы еще более сильным.

 

октябрь 2007 г.

октябрь 2008 г.

+/-, %

Перевезено грузов, млн. т

44,3

39,2

-11,5%

из них отправлено, в т.ч.:

37,3

31,7

-15,0%

каменного угля

8,3

8,8

6,0%

кокса

1,0

0,7

-30,0%

нефти и нефтепродуктов

1,3

1,0

-23,1%

руды железной и марганцевой

6,1

4,4

-27,9%

черных металлов

3,4

1,9

-44,1%

лома черных металлов

0,6

0,2

-66,7%

лесных грузов

0,4

0,3

-25,0%

химических и минеральных удобрений

0,8

0,4

-50,0%

зерна и продуктов помола

0,5

2,0

300,0%

цемента

1,0

0,8

-20,0%

строительных материалов

6,8

5,8

-14,7%

других грузов

7,1

5,4

-23,9%

В РЖД датой начала падения объемов перевозок считают 16 октября, т.е. этот месяц не является показательным. К тому же украинский горно-металлургический комплекс пострадал от кризиса больше, чем российский, из-за большей ориентированности на экспорт. По состоянию на 20 ноября 2008 г., на отечественных метпредприятиях простаивали 20 из 43 доменных печей, 25 из 42 мартеновских печей, 9 из 21 конвертера и 9 из 13 электропечей. По итогам ноября производство металлопродукции упало на 50% к уровню ноября 2007 г.

Если учесть эти факторы, то прогнозы РЖД вполне можно спроецировать и на УЗ. Простые подсчеты показывают, что если объемы грузоперевозок «Укрзализныци» в ноябре-декабре 2008 г. упадут на 20%, то по итогам года железнодорожная монополия перевезет 509,3 млн. т грузов или на 0,6% меньше, чем в 2007 г. Проведенные в этом году индексации тарифов на железнодорожные грузоперевозки не позволят УЗ закончить год с убытками, но и ожидаемых прибылей госмонополия не получит.

В РЖД рассчитывают компенсировать потери от экономического спада за счет повышения тарифов с начала 2009 г. В «Укрзализныце» подобного шага ждут не раньше апреля. При этом металлургическое лобби наверняка попытается добиться продления моратория на индексацию тарифов на перевозки сырья и продукции ГМК, что значительно снизит прирост доходов железных дорог.

Поэтому Госадминистрации ж-д транспорта нужно искать пути минимизации расходов. В октябре в качестве временной меры всем работникам УЗ «добровольно-принудительно» предоставили 5-дневный отпуск за свой счет, некоторые предприятия переведены на четырехдневный график работы, но этого явно недостаточно, чтобы побороть появившиеся трудности. При этом руководство Минтранссвязи 27 ноября на встрече с представителями железнодорожных профсоюзов назвало сохранение трудовых коллективов своей главной задачей в этой сфере.

Других слов от высокопоставленных чиновников отрасли ждать не приходится. Даже повышение зарплаты железнодорожникам преподносится ими как личная заслуга Иосифа Винского. В такой ситуации в «Укрзализныце» (и Минтранссвязи) вряд ли решатся на масштабные сокращения или другие непопулярные меры, которые может себе позволить то же ОАО «РЖД». А ведь разразившийся кризис мог бы стать подходящим стимулом быстрее оптимизировать структуру монополии и провести столь необходимые реформы…




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua