20.03.2009 :: 17:37 Моряки получили «Администрацию»
Реформирование транспортной отрасли «по Винскому» продолжается. На месте Госдепартамента морского и речного транспорта и Госфлотинспекции создана «одноименная» Госадминистрация.
В постановлении Кабмина от 05.03.2009 г. №227 «Вопросы Госадминистрации морского и речного транспорта» четко указано, что новый орган является правопреемником соответствующего Госдепартамента. Отсутствие подобной формулировки уже вызвало недоразумения при создании Госадминистрации автотранспорта.
Таким образом, наконец, воплощен в жизнь п.3.1. решения СНБО от 16 мая 2008 г. «О мерах по обеспечению развития Украины как морского государства». Выполнение этого пункта не лимитировалось какими-либо сроками, но сам факт, что на создание морской администрации понадобился почти год, является показательным.
С созданием Госадминистрации морского и речного транспорта завершилась «грандиозная» реформа отрасли, инициированная Иосифом Винским. Пока что ее смысл свелся к переименованию департаментов в администрации и подчинению им подразделений, ведавших вопросами безопасности (Госавтотрансинспекция, Госфлотинспекция). Каких-то других результатов произведенные структурные преобразования пока не дали.
А проблем у созданной администрации - непочатый край. Это и организация единой системы безопасности судоходства, и возрождение отечественного торгового флота, и оживление внутренних водных путей. При этом воднотранспортный комплекс необходимо интегрировать в мировую систему, прежде всего, в нормативно-правовом плане.
Пока что в этих вопросах Кабмину похвастаться нечем. Количество и тоннаж судов под флагом Украины неумолимо сокращаются, когда-то мощные отечественные морские пароходства влачат жалкое существование, морской и речной транспорт лидирует по темпам падения объемов перевозок. Планы по восстановлению единственного украинского глубоководного судового хода в дельте Дуная в 2008 г. были сорваны, в т.ч. и по вине представителей Минтранссвязи. Не лучшим образом обстоят дела и на других внутренних водных путях.
В решении СНБО от 16.05.2008 г. ситуация в море хозяйственном комплексе названа угрожающей, а уровень использования имеющегося потенциала морской отрасли признан неудовлетворительным и не соответствующим интересам национальной безопасности. К сожалению, с тех пор никаких кардинальных изменений не произошло, наоборот, разразившийся экономический кризис и некоторые непродуманные решения Минтранссвязи только ухудшили положение.
Итак, остается пожелать главе новой транспортной администрации попутного ветра. Также интересно будет увидеть, наконец, результаты реформирования отрасли в виде «увеличения эффективности менеджмента», которые министр обещает продемонстрировать уже второй год.
Денис Кешкентий 22.03.2009
20 марта на сайте Минтранссвязи появилось сообщение http://mtu.gov.ua/uk/news/11212.html о создании Правительством нового органа - Государственной морской администрации морского и речного транспорта Украины (Укрморречфлот).
Согласно комментариям министра транспорта и связи Иосифа Винского, подтверждается продолжение "транспортной реформы". Тогда же, 20 марта, на сайте Минтранссвязи был опубликован текст http://www.mtu.gov.ua/uk/resolution_kmu/11211.html Постановления Кабмина Украины №227 от 05.03.2009 г. "Вопросы Государственной администрации морского и речного транспорта".
К сожалению, в процессе подготовки и принятия государственного решения, в нарушение конституционного права граждан на участие в государственных делах, не были учтены замечания профессиональной общественности к этому проекту нормативного акта, опубликованному еще 12 августа 2008 года на сайте его разработчиком - Минтранссвязи http://www.mtu.gov.ua/uk/alias_50/2112.html.
Не была также проведена и общественная экспертиза этого проекта, не прошли и общественные обсуждения проекта на заседании Общественного совета при Минтранссвязи. В отсутствие общественного контроля, от чиновников Минтранссвязи, и так называемых "руководителей отрасли", трудно было ожидать безупречного нормативного документа для нормальной, публичной, понятной и ЗАКОНОДАТЕЛЬНО ОБОСНОВАННОЙ работы отрасли.
В повестке дня заседания Кабинета министров Украины на 05 марта 2009 года проект Постановления "О морской администрации" или подобные - не планировались и не значатся, о чем свидетельствует официальный сайт КМУ http://www.kmu.gov.ua/control/uk/meetings/agenda?m id=197337782. А посему,
реформирование транспортной отрасли продолжает осуществляться в секретном режиме, спешно и непродуманно, чтобы заинтересованные слои населения и общественность не могли повлиять на амбиционные, коррупционные планы чиновников.
Коллегией юристов морского права, в период подготовки регуляторного акта подавались замечания и предложения, однако они не были учтены профильным министерством, что привело к принятию Правительством нормативно-правового акта, который не соответствует закону, а, значит, является
недействительным с момента принятия.
Итак, смотрите:
Согласно п.1 Постановления №227 от 05.03.09:
1. Утворити Державну адміністрацію морського і річкового транспорту ЯК УРЯДОВИЙ ОРГАН, що діє у системі Мінтрансзв’язку, на базі Державного департаменту морського і річкового транспорту, що ліквідується.
А далее, в п. 1 уже положения об Абминистрации:
1. Державна адміністрація морського і річкового транспорту (Укрморрічфлот) Є УРЯДОВИМ ОРГАНОМ, що діє в системі Мінтрансзв’язку.
В чём тут смысл? Вроде бы, звучит нормально, не так ли? Хорошо, знакомимся с документом дальше, ч.1 п.4 Положения об Администрации:
4. Укрморрічфлот відповідно до покладених на нього завдань:
1) здійснює ВІДПОВІДНО ДО ЗАКОНОДАВСТВА державне регулювання у галузі морського і річкового транспорту;
Ничего не замечаете? Ну, тогда, обратимся к прямой норме закона.
Последние изменения к Кодексу торгового мореплавания Украины, внесённые законом от 15.01.2009 г. http://zakon.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nre g=885-17 и вступившие в силу 04.02.2009 г. так определяют полномочия по государственному регулированию:
Редакция Закона от 15.01.2009 г.:
Стаття 3. Державне регулювання торговельного мореплавства Держава здійснює регулювання торговельного мореплавства через ЦЕНТРАЛЬНИЙ ОРГАН ВИКОНАВЧОЇ ВЛАДИ в галузі транспорту та ІНШІ ЦЕНТРАЛЬНІ ОРГАНИ виконавчої влади відповідно до своїх повноважень.
В частности, в новой редакции части 1 статьи 3 Кодекса торгового мореплавания Украины http://zakon.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nre g=176%2F95-%E2%F0 не предусмотрено НИКАКИХ полномочий по регулированию торгового мореплавания у правительственных органов, таких, как вновь созданная Государственная администрация морского и речного транспорта. Осуществлять государственное
регулирование торгового мореплавания имеют по закону право только ЦЕНТРАЛЬНЫЕ органы исполнительной власти, т.е. Министерства и другие ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ.
Ещё раз подчеркнем, в соответствии с законом, имеющим большую юридическую силу, нежели подзаконный акт - постановление Кабинета министров, никакой деятельности по государственному регулированию торгового мореплавания (включая и государственный надзор, государственный контроль) вновь создаваемая Государственная администрация морского и речного транспорта вести не может. Это будет противозаконно!
Предусмотренный пункт 7 Положения об Администрации, а именно:
7. Укрморрічфлот видає накази організаційно-розпорядчого характеру з питань, що належать до його компетенції.
Рішення Укрморрічфлоту з питань безпеки на морському і річковому транспорті, у сфері торговельного мореплавства, судноплавства на внутрішніх водних шляхах та навігаційно-гідрографічного забезпечення судноплавства, видані в межах його повноважень, є обов’язковими для виконання посадовими особами підприємств, установ та організацій незалежно від форми власності, капітанами українських суден, а також капитанами іноземних суден, що перебувають у територіальному морі, внутрішніх водах, на внутрішніх водних шляхах, у морських і річкових портах України, судноводіями маломірних (малих) і прогулянкових суден, фізичними особами.
- не имеет юридической силы.
Кроме того, следует подчеркнуть, что ликвидировав пунктом 3 Постановления
Главную государственную инспекцию Украины по безопасности судоходства, Минтранссвязи не предусмотрело правопреемства этой организации а также, действие нормативных документов, принятых Госфлотинспекцией на протяжении десятилетия ее существования.
Ликвидировав Госфлотинспекцию, на неопределенный период, до внесения соответствующих изменений в нормативные акты, приостанавливается лицензирование перевозки пассажиров и грузов речным и морским транспортом, поскольку согласно Постановления Кабмина №756 от 04.07.2001 http://zakon.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?pag e=2&nreg=756-2001-%EF одним из документов предоставляемых лицензиатом была справка соответствия материально-технической базы лицензиата, выдаваемая Госфлотинспекцией. Теперь, при ликвидации Госфлотинспекции, все существующие на Украине судовладельцы оказались в «заложниках» лицензионных условий при невозможности как получить, так и продлить действующую лицензию.
Яркий пример - Постановление Кабмина №227 от 05.03.2009, когда нормативно-правовой акт, подготовленный профильным министерством недействительный с момента принятия, показывает, что морские дела в Украине при нынешнем руководстве Минтранса и его "команде профессионалов", делаются мягко сказать - непрофессионально...
Постановление появилось 22 марта в полном объеме и на сайте Верховной Рады Украины http://zakon1.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nr eg=227-2009-%EF
Впрочем, это совсем другая история. Членам Коллегии юристов морского права не пристало злорадствовать над ошибками неучей пришедших к управлению морской отраслью. Гораздо более интересен вопрос, а что же делать дальше? Не удивимся, если Правительство, разобравшись с этим конфузом, постановление №227 о создании Морской администрации потихоньку отменит.
В принципе, это будет уже пятая по счёту попытка создания Морской администрации после четырёх предыдущих попыток ее создания в Украине. Две из предыдущих четырёх были успешны: Морские администрации создавались в 1992 и 1999 годах. Правда, через год они ликвидировались.
И в этом случае, считаем, что статистика нас не подведёт. Как-то Морские администрации в Украине не приживаются. По-видимому, условия ещё не созрели, или не находятся в руководстве отрасли еще юридически грамотные специалисты, чтобы не допускать подобных нормативных ошибок.
Предлагаем всем небезразличным лицам, общественным организациям и организациям работодателей, предпринимателям и морякам, профсоюзам и портам - необходимым и не первоочередным, вместе думать над тем, что наше морское будущее нельзя вверять в руки безответственных чиновников. Давайте собирать Морской профессиональный форум и все вместе, сообща думать, что же нам делать дальше с нашими морскими делами.
Правление Коллегии юристов морского права
Источник на сайте www.umba.od.ua
Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.