20.03.2009 :: 17:37 Моряки получили «Администрацию»
Реформирование транспортной отрасли «по Винскому» продолжается. На месте Госдепартамента морского и речного транспорта и Госфлотинспекции создана «одноименная» Госадминистрация.
В постановлении Кабмина от 05.03.2009 г. №227 «Вопросы Госадминистрации морского и речного транспорта» четко указано, что новый орган является правопреемником соответствующего Госдепартамента. Отсутствие подобной формулировки уже вызвало недоразумения при создании Госадминистрации автотранспорта.
п.3.1. решения СНБО от 16 мая 2008 г. «О мерах по обеспечению развития Украины как морского государства». Выполнение этого пункта не лимитировалось какими-либо сроками, но сам факт, что на создание морской администрации понадобился почти год, является показательным.
С созданием Госадминистрации морского и речного транспорта завершилась «грандиозная» реформа отрасли, инициированная Иосифом Винским. Пока что ее смысл свелся к переименованию департаментов в администрации и подчинению им подразделений, ведавших вопросами безопасности (Госавтотрансинспекция, Госфлотинспекция). Каких-то других результатов произведенные структурные преобразования пока не дали.
А проблем у созданной администрации - непочатый край. Это и организация единой системы безопасности судоходства, и возрождение отечественного торгового флота, и оживление внутренних водных путей. При этом воднотранспортный комплекс необходимо интегрировать в мировую систему, прежде всего, в нормативно-правовом плане.
Пока что в этих вопросах Кабмину похвастаться нечем. Количество и тоннаж судов под флагом Украины неумолимо сокращаются, когда-то мощные отечественные морские пароходства влачат жалкое существование, морской и речной транспорт лидирует по темпам падения объемов перевозок. Планы по восстановлению единственного украинского глубоководного судового хода в дельте Дуная в 2008 г. были сорваны, в т.ч. и по вине представителей Минтранссвязи. Не лучшим образом обстоят дела и на других внутренних водных путях.
В решении СНБО от 16.05.2008 г. ситуация в море хозяйственном комплексе названа угрожающей, а уровень использования имеющегося потенциала морской отрасли признан неудовлетворительным и не соответствующим интересам национальной безопасности. К сожалению, с тех пор никаких кардинальных изменений не произошло, наоборот, разразившийся экономический кризис и некоторые непродуманные решения Минтранссвязи только ухудшили положение.
Итак, остается пожелать главе новой транспортной администрации попутного ветра. Также интересно будет увидеть, наконец, результаты реформирования отрасли в виде «увеличения эффективности менеджмента», которые министр обещает продемонстрировать уже второй год.
20 марта на сайте Минтранссвязи появилось сообщение http://mtu.gov.ua/uk/news/11212.html о создании Правительством нового органа - Государственной морской администрации морского и речного транспорта Украины (Укрморречфлот).
Согласно комментариям министра транспорта и связи Иосифа Винского, подтверждается продолжение "транспортной реформы". Тогда же, 20 марта, на сайте Минтранссвязи был опубликован текст http://www.mtu.gov.ua/uk/resolution_kmu/11211.html Постановления Кабмина Украины №227 от 05.03.2009 г. "Вопросы Государственной администрации морского и речного транспорта".
К сожалению, в процессе подготовки и принятия государственного решения, в нарушение конституционного права граждан на участие в государственных делах, не были учтены замечания профессиональной общественности к этому проекту нормативного акта, опубликованному еще 12 августа 2008 года на сайте его разработчиком - Минтранссвязи http://www.mtu.gov.ua/uk/alias_50/2112.html.
Не была также проведена и общественная экспертиза этого проекта, не прошли и общественные обсуждения проекта на заседании Общественного совета при Минтранссвязи. В отсутствие общественного контроля, от чиновников Минтранссвязи, и так называемых "руководителей отрасли", трудно было ожидать безупречного нормативного документа для нормальной, публичной, понятной и ЗАКОНОДАТЕЛЬНО ОБОСНОВАННОЙ работы отрасли.
В повестке дня заседания Кабинета министров Украины на 05 марта 2009 года проект Постановления "О морской администрации" или подобные - не планировались и не значатся, о чем свидетельствует официальный сайт КМУ http://www.kmu.gov.ua/control/uk/meetings/agenda?m id=197337782. А посему,
реформирование транспортной отрасли продолжает осуществляться в секретном режиме, спешно и непродуманно, чтобы заинтересованные слои населения и общественность не могли повлиять на амбиционные, коррупционные планы чиновников.
Коллегией юристов морского права, в период подготовки регуляторного акта подавались замечания и предложения, однако они не были учтены профильным министерством, что привело к принятию Правительством нормативно-правового акта, который не соответствует закону, а, значит, является
недействительным с момента принятия.
Итак, смотрите:
Согласно п.1 Постановления №227 от 05.03.09:
1. Утворити Державну адміністрацію морського і річкового транспорту ЯК УРЯДОВИЙ ОРГАН, що діє у системі Мінтрансзв’язку, на базі Державного департаменту морського і річкового транспорту, що ліквідується.
А далее, в п. 1 уже положения об Абминистрации:
1. Державна адміністрація морського і річкового транспорту (Укрморрічфлот) Є УРЯДОВИМ ОРГАНОМ, що діє в системі Мінтрансзв’язку.
В чём тут смысл? Вроде бы, звучит нормально, не так ли? Хорошо, знакомимся с документом дальше, ч.1 п.4 Положения об Администрации:
4. Укрморрічфлот відповідно до покладених на нього завдань:
1) здійснює ВІДПОВІДНО ДО ЗАКОНОДАВСТВА державне регулювання у галузі морського і річкового транспорту;
Ничего не замечаете? Ну, тогда, обратимся к прямой норме закона.
Последние изменения к Кодексу торгового мореплавания Украины, внесённые законом от 15.01.2009 г. http://zakon.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nre g=885-17 и вступившие в силу 04.02.2009 г. так определяют полномочия по государственному регулированию:
Редакция Закона от 15.01.2009 г.:
Стаття 3. Державне регулювання торговельного мореплавства Держава здійснює регулювання торговельного мореплавства через ЦЕНТРАЛЬНИЙ ОРГАН ВИКОНАВЧОЇ ВЛАДИ в галузі транспорту та ІНШІ ЦЕНТРАЛЬНІ ОРГАНИ виконавчої влади відповідно до своїх повноважень.
В частности, в новой редакции части 1 статьи 3 Кодекса торгового мореплавания Украины http://zakon.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nre g=176%2F95-%E2%F0 не предусмотрено НИКАКИХ полномочий по регулированию торгового мореплавания у правительственных органов, таких, как вновь созданная Государственная администрация морского и речного транспорта. Осуществлять государственное
регулирование торгового мореплавания имеют по закону право только ЦЕНТРАЛЬНЫЕ органы исполнительной власти, т.е. Министерства и другие ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ.
Ещё раз подчеркнем, в соответствии с законом, имеющим большую юридическую силу, нежели подзаконный акт - постановление Кабинета министров, никакой деятельности по государственному регулированию торгового мореплавания (включая и государственный надзор, государственный контроль) вновь создаваемая Государственная администрация морского и речного транспорта вести не может. Это будет противозаконно!
Предусмотренный пункт 7 Положения об Администрации, а именно:
7. Укрморрічфлот видає накази організаційно-розпорядчого характеру з питань, що належать до його компетенції.
Рішення Укрморрічфлоту з питань безпеки на морському і річковому транспорті, у сфері торговельного мореплавства, судноплавства на внутрішніх водних шляхах та навігаційно-гідрографічного забезпечення судноплавства, видані в межах його повноважень, є обов’язковими для виконання посадовими особами підприємств, установ та організацій незалежно від форми власності, капітанами українських суден, а також капитанами іноземних суден, що перебувають у територіальному морі, внутрішніх водах, на внутрішніх водних шляхах, у морських і річкових портах України, судноводіями маломірних (малих) і прогулянкових суден, фізичними особами.
- не имеет юридической силы.
Кроме того, следует подчеркнуть, что ликвидировав пунктом 3 Постановления
Главную государственную инспекцию Украины по безопасности судоходства, Минтранссвязи не предусмотрело правопреемства этой организации а также, действие нормативных документов, принятых Госфлотинспекцией на протяжении десятилетия ее существования.
Ликвидировав Госфлотинспекцию, на неопределенный период, до внесения соответствующих изменений в нормативные акты, приостанавливается лицензирование перевозки пассажиров и грузов речным и морским транспортом, поскольку согласно Постановления Кабмина №756 от 04.07.2001 http://zakon.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?pag e=2&nreg=756-2001-%EF одним из документов предоставляемых лицензиатом была справка соответствия материально-технической базы лицензиата, выдаваемая Госфлотинспекцией. Теперь, при ликвидации Госфлотинспекции, все существующие на Украине судовладельцы оказались в «заложниках» лицензионных условий при невозможности как получить, так и продлить действующую лицензию.
Яркий пример - Постановление Кабмина №227 от 05.03.2009, когда нормативно-правовой акт, подготовленный профильным министерством недействительный с момента принятия, показывает, что морские дела в Украине при нынешнем руководстве Минтранса и его "команде профессионалов", делаются мягко сказать - непрофессионально...
Постановление появилось 22 марта в полном объеме и на сайте Верховной Рады Украины http://zakon1.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nr eg=227-2009-%EF
Впрочем, это совсем другая история. Членам Коллегии юристов морского права не пристало злорадствовать над ошибками неучей пришедших к управлению морской отраслью. Гораздо более интересен вопрос, а что же делать дальше? Не удивимся, если Правительство, разобравшись с этим конфузом, постановление №227 о создании Морской администрации потихоньку отменит.
В принципе, это будет уже пятая по счёту попытка создания Морской администрации после четырёх предыдущих попыток ее создания в Украине. Две из предыдущих четырёх были успешны: Морские администрации создавались в 1992 и 1999 годах. Правда, через год они ликвидировались.
И в этом случае, считаем, что статистика нас не подведёт. Как-то Морские администрации в Украине не приживаются. По-видимому, условия ещё не созрели, или не находятся в руководстве отрасли еще юридически грамотные специалисты, чтобы не допускать подобных нормативных ошибок.
Предлагаем всем небезразличным лицам, общественным организациям и организациям работодателей, предпринимателям и морякам, профсоюзам и портам - необходимым и не первоочередным, вместе думать над тем, что наше морское будущее нельзя вверять в руки безответственных чиновников. Давайте собирать Морской профессиональный форум и все вместе, сообща думать, что же нам делать дальше с нашими морскими делами.
Правление Коллегии юристов морского права
Источник на сайте www.umba.od.ua
Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.