01.04.2009 :: 15:54
«е-Квиток»: дорогое удовольствие
С 30 марта 2009 г «Укрзализныця» начала реализацию 2-го этапа программы по внедрению системы электронной продажи проездных документов. Теперь пассажир может оплатить через Интернет услугу заказа и полную стоимость проезда с последующим оформлением билета в обычной кассе.
Первый этап опытно-промышленной эксплуатации автоматизированной системы самообслуживания «е-Квиток», позволявший бронировать ж-д билеты через Интернет, был внедрен с 1 июня 2008 г. на Южной ЖД, а с 22 декабря - на всей УЗ. После внесения изменений в Порядок обслуживания граждан железнодорожным транспортом (постановление КМУ от 11.02.09 г. № 80) стала возможна отработка второго этапа - технологии оформления проездных (перевозочных) документов с полной оплатой.
[AT]Через Интернет можно заказывать билеты за полную стоимость и детские. Оплатить заказ можно платежной карточкой Национальной системы массовых электронных платежей (НСМЭП) или международной картой (VISA, MasterCard). После оформления заказа и оплаты пассажир может распечатать бланк заказа или запомнить уникальный цифровой код. Получить билет можно в любое время до отправления поезда в билетных кассах УЗ, предъявив бланк заказа или назвав его номер (код).
Такая система, безусловно, является серьезным шагом на пути к «цифровому будущему». Однако при ближайшем рассмотрении у нее выявился один недостаток - ценовой.
Украинская АСС очень напоминает аналогичную систему, которую c мая 2007 г. эксплуатирует ОАО «Российские железные дороги». До 4 июня 2008 г. за услугу резервирования мест и оформления билетов через web-портал РЖД взимался сбор в размере 143 руб. за каждое место, после чего он был отменен.
Отечественные идеологи цифровых технологий решили подойти к вопросу полной оплаты билетов через Интернет более дифференцированно. В отличие от РЖД, стоимость оформления через портал УЗ «сглажена», и за покупку дорогого места нужно будет уплатить более высокий сбор. Интересно, что средняя величина тарифа за оформление билетов в системе «Укрзализныци» с помощью карточек НСМЭП (28,85 грн.) практически совпадает с величиной российского сбора, что лишний раз доказывает, откуда «черпали вдохновение» разработчики «е-Квитка».
Диапазон стоимости заказываемого билета, грн. |
Стоимость оформления в зависимости от платежного средства (банковской платежной карты), грн. |
Превышение стоимости оформления с помощью карт VISA/MasterCard над оформлением с помощью карты НСМЭП, % |
Повышение цены при оформлении билета средней стоимости из данного диапазона, % |
НСМЭП |
VISA, MasterCard |
НСМЭП |
VISA, MasterCard |
0-24,99 |
6,5 |
7,3 |
12,3% |
52,0% |
58,4% |
25-49,99 |
8,5 |
10 |
17,6% |
22,7% |
26,7% |
50-74,99 |
11 |
13,2 |
20,0% |
17,6% |
21,1% |
75-99,99 |
14,5 |
17,4 |
20,0% |
16,6% |
19,9% |
100-149,99 |
19,5 |
23,7 |
21,5% |
15,6% |
19,0% |
150-199,99 |
26,7 |
32,3 |
21,0% |
15,3% |
18,5% |
200-299,99 |
28 |
34,5 |
23,2% |
11,2% |
13,8% |
300-399,99 |
30 |
40,7 |
35,7% |
8,6% |
11,6% |
400-499,99 |
31 |
44,3 |
42,9% |
6,9% |
9,8% |
500-599,99 |
32 |
47,8 |
49,4% |
5,8% |
8,7% |
600-849,99 |
35 |
57,1 |
63,1% |
4,8% |
7,9% |
850-999,99 |
37 |
62,8 |
69,7% |
4,0% |
6,8% |
1000-1499,99 |
43 |
81,4 |
89,3% |
3,4% |
6,5% |
1500-1999,99 |
49 |
81,4 |
66,1% |
2,8% |
4,7% |
2000- |
61 |
106 |
73,8% |
- |
- |
Если проанализировать эти тарифы, то можно вывести некоторые закономерности (столбцы 4-6 таблицы). Во-первых, разработчики АСС «е-Квиток» показали свою заинтересованность в развитии НСМЭП. Оформление билетов с помощью этой системы обойдется гораздо дешевле, чем при использовании карт международных платежных систем. При этом карточки VISA и MasterCard распространены в Украине гораздо шире (по состоянию на 30.03.09 г., эмитировано только 2,44 млн. карт НСМЭП, тогда как «международных» карт - более 67 млн.), да и пользование ими не требует специальных терминалов, как в случае с Нацсистемой электронных платежей. Отметим также, что на первом этапе эксплуатации системы стоимость бронирования одного места с последующим выкупом билета в кассе составляла 20 грн. независимо от того, какой карточкой оплачивалась эта услуга.
Второй момент - тариф за оформление в сравнении со стоимостью самого проездного документа все же достаточно высок, особенно если пассажир желает заказать дешевый билет. Так, при Интернет-заказе с помощью карточек VISA/MasterCard билета стоимостью до 400 грн. оформление «потянет» более чем на 10% от цены «квитка». При таких условиях заказ через Сеть дешевых билетов просто теряет смысл.
В нашей стране Интернет распространен в основном в Киеве и других крупных городах, поэтому можно предположить, что пользователи Сети (кроме, наверное, студентов) являются людьми более обеспеченными, чем «среднестатистический» украинец. А если учесть, что в процентном соотношении влияние стоимости web-оформления на цену дорогих билетов не столь значительно, то можно надеяться, что тарифный «барьер» не остановит потенциальных клиентов.
Дело за малым - довести развитие АСС «е-Квиток» до той стадии, когда пассажир будет избавлен от необходимости обращаться в обычную кассу. Ведь результаты первого этапа эксплуатации (за все это время через Интернет было забронировано и выкуплено около 2000 мест), особенно в сравнении с цифрами РЖД (за 2008 г. через портал компании было оформлено около 870 тыс. билетов на поезда дальнего следования), говорят о том, что пока подобная система не стала значительным каналом реализации проездных документов. |