«е-Квиток»: дорогое удовольствие

С 30 марта 2009 г «Укрзализныця» начала реализацию 2-го этапа программы по внедрению системы электронной продажи проездных документов. Теперь пассажир может оплатить через Интернет услугу заказа и полную стоимость проезда с последующим оформлением билета в обычной кассе.

Первый этап опытно-промышленной эксплуатации автоматизированной системы самообслуживания «е-Квиток», позволявший бронировать ж-д билеты через Интернет, был внедрен с 1 июня 2008 г. на Южной ЖД, а с 22 декабря - на всей УЗ. После внесения изменений в Порядок обслуживания граждан железнодорожным транспортом (постановление КМУ от 11.02.09 г. № 80) стала возможна отработка второго этапа - технологии оформления проездных (перевозочных) документов с полной оплатой.

Через Интернет можно заказывать билеты за полную стоимость и детские. Оплатить заказ можно платежной карточкой Национальной системы массовых электронных платежей (НСМЭП) или международной картой (VISA, MasterCard). После оформления заказа и оплаты пассажир может распечатать бланк заказа или запомнить уникальный цифровой код. Получить билет можно в любое время до отправления поезда в билетных кассах УЗ, предъявив бланк заказа или назвав его номер (код).

Такая система, безусловно, является серьезным шагом на пути к «цифровому будущему». Однако при ближайшем рассмотрении у нее выявился один недостаток - ценовой.

Украинская АСС очень напоминает аналогичную систему, которую c мая 2007 г. эксплуатирует ОАО «Российские железные дороги». До 4 июня 2008 г. за услугу резервирования мест и оформления билетов через web-портал РЖД взимался сбор в размере 143 руб. за каждое место, после чего он был отменен.

Отечественные идеологи цифровых технологий решили подойти к вопросу полной оплаты билетов через Интернет более дифференцированно. В отличие от РЖД, стоимость оформления через портал УЗ «сглажена», и за покупку дорогого места нужно будет уплатить более высокий сбор. Интересно, что средняя величина тарифа за оформление билетов в системе «Укрзализныци» с помощью карточек НСМЭП (28,85 грн.) практически совпадает с величиной российского сбора, что лишний раз доказывает, откуда «черпали вдохновение» разработчики «е-Квитка». 

Диапазон стоимости заказываемого билета, грн.

Стоимость оформления в зависимости от платежного средства (банковской платежной карты), грн.

Превышение стоимости оформления с помощью карт VISA/MasterCard над оформлением с помощью карты НСМЭП, %

Повышение цены при оформлении билета средней стоимости из данного диапазона, %

НСМЭП

VISA, MasterCard

НСМЭП

VISA, MasterCard

0-24,99

6,5

7,3

12,3%

52,0%

58,4%

25-49,99

8,5

10

17,6%

22,7%

26,7%

50-74,99

11

13,2

20,0%

17,6%

21,1%

75-99,99

14,5

17,4

20,0%

16,6%

19,9%

100-149,99

19,5

23,7

21,5%

15,6%

19,0%

150-199,99

26,7

32,3

21,0%

15,3%

18,5%

200-299,99

28

34,5

23,2%

11,2%

13,8%

300-399,99

30

40,7

35,7%

8,6%

11,6%

400-499,99

31

44,3

42,9%

6,9%

9,8%

500-599,99

32

47,8

49,4%

5,8%

8,7%

600-849,99

35

57,1

63,1%

4,8%

7,9%

850-999,99

37

62,8

69,7%

4,0%

6,8%

1000-1499,99

43

81,4

89,3%

3,4%

6,5%

1500-1999,99

49

81,4

66,1%

2,8%

4,7%

2000-

61

106

73,8%

-

-

Если проанализировать эти тарифы, то можно вывести некоторые закономерности (столбцы 4-6 таблицы). Во-первых, разработчики АСС «е-Квиток» показали свою заинтересованность в развитии НСМЭП. Оформление билетов с помощью этой системы обойдется гораздо дешевле, чем при использовании карт международных платежных систем. При этом карточки VISA и MasterCard распространены в Украине гораздо шире (по состоянию на 30.03.09 г., эмитировано только 2,44 млн. карт НСМЭП, тогда как «международных» карт - более 67 млн.), да и пользование ими не требует специальных терминалов, как в случае с Нацсистемой электронных платежей. Отметим также, что на первом этапе эксплуатации системы стоимость бронирования одного места с последующим выкупом билета в кассе составляла 20 грн. независимо от того, какой карточкой оплачивалась эта услуга.

Второй момент - тариф за оформление в сравнении со стоимостью самого проездного документа все же достаточно высок, особенно если пассажир желает заказать дешевый билет. Так, при Интернет-заказе с помощью карточек VISA/MasterCard билета стоимостью до 400 грн. оформление «потянет» более чем на 10% от цены «квитка». При таких условиях заказ через Сеть дешевых билетов просто теряет смысл.

В нашей стране Интернет распространен в основном в Киеве и других крупных городах, поэтому можно предположить, что пользователи Сети (кроме, наверное, студентов) являются людьми более обеспеченными, чем «среднестатистический» украинец. А если учесть, что в процентном соотношении влияние стоимости web-оформления на цену дорогих билетов не столь значительно, то можно надеяться, что тарифный «барьер» не остановит потенциальных клиентов.

Дело за малым - довести развитие АСС «е-Квиток» до той стадии, когда пассажир будет избавлен от необходимости обращаться в обычную кассу. Ведь результаты первого этапа эксплуатации (за все это время через Интернет было забронировано и выкуплено около 2000 мест), особенно в сравнении с цифрами РЖД (за 2008 г. через портал компании было оформлено около 870 тыс. билетов на поезда дальнего следования), говорят о том, что пока подобная система не стала значительным каналом реализации проездных документов.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua