Как стало известно tbu.com.ua, 4 июня Константин Ефименко проведет совещание по созданию благоприятных условий для судовладельцев, упрощению процедур регистрации и эксплуатации флота, с целью увеличения объемов перевозок морским и речным транспортом Украины.
Это мероприятие будет проведено весьма своевременно, поскольку за последние годы к теме регистрации судов в Украине никто из руководства транспортной отрасли серьезно не относился. В итоге процесс был пущен на самотек, а руководители госпредприятия, которому было поручено осуществлять важную государственную функцию, с каждым годом сильнее «закручивали гайки», превратив Инспекцию Главного государственного регистратора флота в небольшую бизнес-структуру, обслуживающую не государство и судовладельцев, а должностных лиц самой Инспекции. Наверное поэтому в налоговую инспекцию госпредприятие сдает отчеты… как субъект малого предпринимательства.
Кроме того, в последнее время вокруг Инспекции происходят весьма странные события. Еще 6 апреля 2010 г. была завершена комплексная ревизия финансово-хозяйственной деятельности этого госпредприятия. Ревизия была проведена во исполнение приказа Госадминистрации морского и речного транспорта Украины от 22 февраля 2010 г. №26, которую в то время возглавлял Михаил Чубай. А Инспекцией руководил Сергей Крыжановский.
По результатам проверки были выявлены многочисленные нарушения. Большинство из них не стоит воспринимать как системные. А именно: нарушение положения о ведении кассовых операций, инструкции о служебных командировках, положения о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, случаи необоснованного начисления амортизации, не отображенные в книге регистрации договоры закупки товаров, работ и услуг, отсутствует распределение функциональных обязанностей между Главным государственным регистратором флота С.Крыжановским и его шестью заместителями, выявлена недостача на 185.3 тыс. грн. и т.п.
Что касается выполнения главной государственной функции Инспекции, то здесь происходят непонятные вещи. Так журнал учета судов, которые ходят под флагом Украины и зарегистрированы в Государственном судовом реестре Украины, по утвержденной Минтранссвязи форме, в инспекции не ведется и комиссии не был предоставлен.
Инспекцией не разработан, и отсутствует как таковой, Порядок согласования регистрации торговых и рыболовецких судов. Отсутствие данного порядка и является основной предпосылкой для существования в Инспекции очагов незарегистрированного малого предпринимательства, до недавнего времени подконтрольных непосредственному руководителю предприятия.
Отсутствует также Положение об определения минимального состава экипажа морского торгового судна и порядок выдачи соответствующего свидетельства, которое должно утверждаться Минтранссвязи. В результате инспекция самовольно определяет и выдает судовладельцам необходимое Свидетельство максимальным сроком на один год, при этом необоснованно взимая платежи, увеличенные в три с половиной раза и т.д.
Кроме того, только поверхностный анализ реестра выявил 19 судов, суммарной валовой вместимостью 105178,6 т, которые еще много лет назад должны были быть исключены из Государственного судового реестра и Судовой книги Украины. Этих судов уже давно нет физически, но государство по прежнему платит за них из бюджета членские взносы в международные морские организации. Перечень этих судов приведен в таблице.
№ п/п |
Судно |
Судовладелец |
Тип судна |
Год постр. |
Валовая вместим. |
Порт приписки |
1 |
Капитан Клунников |
Азовское морское пароходства (АП) |
сухогруз |
1971 |
6212 |
Мариупольский МТП |
2 |
Капитан Кисса |
Азовское морское пароходства (АП) |
Сухогруз |
1974 |
6210 |
Мариупольский МТП |
3 |
Златоуст |
Азовское морское пароходства (АП) |
Сухогруз |
1969 |
15771 |
Мариупольский МТП |
4 |
Хамза |
Азовское морское пароходства (АП) |
Сухогруз |
1982 |
4694 |
Мариупольский МТП |
5 |
Рубежное |
Азовское морское пароходства (АП) |
Сухогруз |
1975 |
4997 |
Мариупольский МТП |
6 |
Ратно |
Азовское морское пароходства (АП) |
Сухогруз |
1975 |
4997 |
Мариупольский МТП |
7 |
Новочеркасск |
Азовское морское пароходства (АП) |
Сухогруз |
1974 |
4997 |
Мариупольский МТП |
8 |
Московский комсомолец |
Азовское морское пароходства (АП) |
Сухогруз |
1972 |
6212 |
Мариупольский МТП |
9 |
Матвей Муранов |
Азовское морское пароходства (АП) |
Сухогруз |
1973 |
6911 |
Мариупольский МТП |
10 |
Механик Анискин |
Азовское морское пароходства (АП) |
Сухогруз |
1973 |
6210 |
Мариупольский МТП |
11 |
Евгений Трофимов |
СРЗ «Украина» |
Бункеровщик |
1958 |
199,06 |
Одесский МТП |
12 |
Николай Щорс |
Укррифер (ГСК) |
рефрижератор |
1968 |
5205 |
Одесский МТП |
13 |
Чапаев |
Укррифер (ГСК) |
рефрижератор |
1968 |
5199 |
Одесский МТП |
14 |
Сергей Лазо |
Укррифер (ГСК) |
рефрижератор |
1968 |
5205 |
Одесский МТП |
15 |
Профессор Аничков |
Одесская государственная морская академия |
учебное, сухогруз |
1971 |
6108 |
Одесский МТП |
16 |
Профессор Павленко |
Одесская государственная морская академия |
учебное, сухогруз |
1973 |
6127 |
Одесский МТП |
17 |
Изумруд |
Азовское морское пароходства (АП) |
Катер |
1974 |
24 |
Мариупольский МТП |
18 |
Павел Мизикевич |
Черноморское морское пароходство |
Контейнеровоз |
1989 |
9764 |
Одесский МТП |
19 |
Альбатрос |
Азовское морское пароходства (АП) |
Портовый буксир |
1973 |
136,49 |
Мариупольский МТП |
Всего |
105178,6 |
|
Причем подобных несуществующих судов могло быть выявлено намного больше, но на запрос комиссии о предоставлении сводных данных по учету судов на начало 2008-2010 гг., в устной форме, было отказано. Аргументом стала якобы невозможность распечатки этой информации из-за отсутствия картриджей и компьютерных программ, адаптированных для электронных накопителей информации. При этом заподозрить Инспекцию в бедственном материальном положении сложно. По итогам 2009 г. это госпредприятие, при доходе в 6481 тыс. грн., получило чистую прибыль в 765 тыс. грн.
Итак, акт проверки был подготовлен 6 апреля. Но 31 марта Кабмин уволил Михаила Чубая с должности главы «Укрморречфлота», а 12 апреля назначил вместо него Сергея Крыжановского. В свою очередь М.Чубай возглавил Инспекцию главного регистратора флота.
В день назначения С.Крыжановского, Инспекция направила в «Укрморречфлот» свои возражения к акту проверки. А вскоре началось давление на председателя комиссии, ведущего специалиста сектора контрольно-ревизионной работы «Укрморречфлота» Алексея Шалагина, с тем, чтобы был подписан другой вариант акта. Но он отказался и вскоре получил выговор, без внятного объяснения причин.
Несмотря на то, что Инспекция 12 апреля признала, что получила акт проверки, 26 апреля М.Чубай, в первый день своей работы на новом месте, проинформировал С.Крыжановского, что указанный акт в инспекцию не поступал. Позднее на совещании у замминистра Олега Бондаря, М.Чубай публично признался, что располагает копией оригинального акта и даже с отметкой входящей регистрации в Инспекции, тем самым, отказавшись участвовать в затянувшихся играх вокруг исчезновения акта.
Действительно, для Сергея Крыжановского ситуация очень неприятна. Ведь принципиальная позиция членов комиссии, да еще и его подчиненных, может вызвать ряд вопросов к новому главе «Укрморречфлота». В частности как мог возглавить морскую отрасль человек, который не смог навести порядок даже в таком ее маленьком сегменте как инспекция регистратора флота? Возможно, на совещании 4 июня, свою позицию по этому поводу озвучит министр Константин Ефименко.
В непростой ситуации оказался и Михаил Чубай, который будет вынужден разбираться с завалами доставшимся ему от предыдущих руководителей Инспекции, один из которых в настоящее время является его шефом, а соответственно не заинтересован в объективной оценке своей деятельности на прежнем месте работы. Итак, спустя почти два месяца этот акт ревизии так и не подписан и до сих пор продолжаются попытки скрыть изложенные в нем факты. Поэтому, на всякий случай, предлагаем всем заинтересованным сторонам ознакомиться с текстом этого документа на нашем портале.
«Акт №35 ревизии финансово-хозяйственной деятельности Инспекции Главного государственного регистратора флота» от 06.04.2010 г.