Единый билет «не пошел»

Руководство «Укрпочты» вынуждено констатировать - продажа авиа и ж/д билетов на почтах фактически провалилась. Рекламная кампания новой услуги, проводимая Минтранссвязи, не дала ощутимых результатов. За две недели через 15800 отделений «Укрпочты» продано 870 железнодорожных, 17 авиа- и 2 автобусных билета на общую сумму 118,4 тыс. грн.

Лидерами продаж стали Донецкая, Харьковская и Черкасская области - 86, 94 (плюс один авиабилет) и 78 (плюс 1 авиабилет) ж/д билетов соответственно. Аутсайдерами стали Волынская и Кировоградская области и Киев. Тут показатели востребованности составили 4, 9 и 6 ж/д билетов соответственно.

Кстати, целых два автобусных билета купили на почтах в Житомирской области. К этому стоит добавить, что почти сотню из упомянутых 870 ж/д билетов продали в тестовом режиме на протяжении первых двух недель апреля - до презентации проекта. Показатели активности областных отделений «Укрпочты» приведены в таблице.

Объемы продаж билетов через систему «Укрпочты» (по сост. на 03.05.2009 г.)

№ п/п

Название дирекции

Количество проданных билетов с момента внедрения услуги, в т.ч.:

aвиa

ж/д

авто

1

Винницкая

11

 

11

 

2

Волынская

4

 

4

 

3

Днепропетровская

61

 

61

 

4

Донецкая

86

 

86

 

5

Житомирская

30

2

26

2

6

Закарпатская

22

1

21

 

7

Запорожская

20

 

20

 

8

Ив.-Франковская

25

 

25

 

9

Киевская областная

21

 

21

 

10

Кировоградская

9

 

9

 

11

Крымская

22

11

11

 

12

Луганская

48

 

48

 

13

Львовская

50

 

50

 

14

Николаевская

19

 

19

 

15

Одесская

25

 

25

 

16

Полтавская

32

 

32

 

17

Ровенская

25 (на 29.04.09)

 

25

 

18

Сумская

30

 

30

 

19

Тернопольская

30

 

30

 

20

Харьковская

95

1

94

 

21

Херсонская

43

 

43

 

22

Хмельницкая

38

 

38

 

23

Черкасская

79

1

78

 

24

Черновицкая

18

 

18

 

25

Черниговская

18

 

18

 

26

Севастопольская

22

1

21

 

27

Киевская городская

6 (на 29.04.09)

 

6

 

 

ВСЕГО:

889

17

870

2

Такие показатели глава «Укрпочты» Таисия Замкова объяснила сложностями при продвижении проекта. Тормозом, по сути, стали два фактора - подготовка персонала и достаточно высокая стоимость бронирования билетов.

Что касается первого фактора, то еще в середине 2008 г., когда проект представлялся, эксперты отмечали - подготовить более 15 тыс. кассиров для почтовых отделений крайне сложно и дорого. Только курсы по продаже авиабилетов в зависимости от программы обходятся в 3-10 тыс. грн. на одного кассира.

В «Укрпочте» этот процесс решили своеобразно - провели упрощенные недельные курсы для наиболее квалифицированных кадров на базе областных отделений связи. То, что данная программа «суррогат» руководство ведомства признает, но оптимизма не теряет, по словам главы «Укрпочты» до конца года все проблемные вопросы с подготовкой кадров будут решены. Хотя первые плоды такого подхода уже имеются. Журналисты многих СМИ пытались тестировать систему в он-лайн режиме. Время оформления ж/д билетов разнилось, но менее 30 минут никак не получалось. Иногда виной тому было «зависание» системы, иногда человеческий фактор, но быстро заказать билет ни у кого не получалось.

Вторая «проблемная» составляющая - цена билетов. Если разобраться, то новая услуга классическая рекламная уловка - тариф «со звездочкой» (скрытыми платежами). Другими словами, потенциальному пассажиру предлагают уплатить некую сумму за железнодорожный билет, при этом говорят - услуги почты «потянут» всего на 5 грн.

Данные о доходах почтового ведомства от оказания новой услуги (5,68 тыс. грн. или в среднем 6,39 грн. за оформление одного билета), казалось бы, подтверждают это. Однако при покупке выясняется, что тариф содержит еще т.н. комиссионные платежи, пропорциональные цене билета. Они появляются в связи с необходимостью расчета за оформление проездного документа через систему «Е-квиток» (он-лайн ресурс «Укрзализныци») или систему бронирования «Украинской хендлинговой компании» (в случае заказа авиабилетов).

По данным «Укрпочты», выручка от продажи 870 ж/д билетов составила 103,2 тыс. грн., т.е. средняя стоимость проездных, оформленных через новую систему, - 118,62 грн. Согласно тарифам системы интернет-бронирования УЗ, при стоимости билета в 100 грн. комиссия составляет 23,70 грн. (19,50 грн., если платить карточкой Национальной системы массовых электронных платежей), если же стоимость билета выше, то растет и комиссия. Таким образом, «скрытая» плата за оформление таких билетов составляет около 20% их стоимости.

В сфере оформления авиабилетов ситуация еще более сложная. На фоне продаж 870 ж/д билетов было реализовано всего 17 проездных документов на авиарейсы, из них два «квиточка» заказали Иосиф Винский и Игорь Урбанский во время презентации системы в почтовых отделениях Житомирской области. Характерен такой показатель - в крупнейших городах страны (Киев, Донецк, Одесса, Львов и Днепропетровск) услугами по продаже авиабилетов через почты не пользовались. Как говорится, комментарии излишни...

Итак, можно констатировать, что широко разрекламированное введение в строй новой системы билетных продаж пока не дошло до массового клиента. «Единый билет» еще не способен конкурировать с «традиционными» кассами. Более того, отделения «Укрпочты» оказались обыкновенным промежуточным звеном между клиентом и существующими отраслевыми системами бронирования и оформления. Покупка билета через почту не дает никаких преимуществ в сравнении с заказом через Интернет с любого доступного компьютера, а лишь делает этот процесс дороже. В чем заключаются программные наработки ГП «Расчетный центр» при Минтранссвязи, на которые из госбюджета было выделено 20 млн. грн., также не ясно…




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua