Украина морская держава?

Трагедия на железнодорожном переезде в Днепропетровской области унесшая жизни более сорока человек, на время отодвинула на второй план катастрофу теплохода «Василий» в районе Керченского полуострова. Между тем, это очередное ЧП в зоне ответственности украинских морских властей свидетельствует о том, что Украина по-прежнему не в состоянии выполнять обязательства по поиску и спасанию в территориальных водах, в соответствии с требованиями международных конвенций.

Чуть менее года назад на tbu.com.ua была опубликована статья президента Ассоциации лоцманов Украины Виктора Бездольного - «Керченский пролив: трагедия не должна повториться» посвященная трагическим событиям ноября 2007 г и января 2008 г., с подробным анализом проблем существующих в Украине в сфере обеспечения безопасности судоходства, но судя по событиям 11 октября 2010 г. ситуация в этой области только ухудшилась. Ни руководство Министерства транспорта и связи, ни ГП «Дельта-лоцман», на которое возложено осуществление мероприятий по обеспечению безопасности судоходства практически не делают ничего, чтобы обеспечить хотя бы минимальное выполнение международных норм.

Вкратце напомним события 11 октября 2010 г. У входа в Керченский пролив, в 5 км от берега в районе мыса Кыз-аул (южное побережье Керченского полуострова) прозвучал сигнал SOS с борта терпящего бедствие теплохода «Василий». Сигнал был получен в 5 ч. 11 мин., но первое судно пришло в район бедствия только в 8 ч. 35 мин. Таким образом, более трех часов люди находились в воде, тщетно ожидая помощи. В это время на расстоянии одного часа хода, находились два судна, и несколько судов были на расстоянии двух часов хода от места аварии…

Нам удалось восстановить хронологию событий этой катастрофы. 11 октября 2010 г. - ветер Юго-Западный 18-20 м/с, волнение - около 5 баллов.

В 4 ч. 26 мин. на мониторе Центра регулирования движения судов (ЦРДС) «Керчь» ГП «Дельта-лоцман» (Украина) появилась отметка АИС (автоматизированной индификационной системы) т/х «Василий», который находился на подходе к Керченскому проливу (5миль), между мысами Такиль и Кыз-Аул.

В 4 ч. 35 мин. По информации пограничного поста на мысе Такиль судно «Василий» запросило помощь для получения разрешения на переход к месту убежища в районе Керченского пролива.

Эту информацию украинские пограничники передали по другим каналам связи на ЦРДС «Керчь», так как в районе мыса Такиль, где находилось терпящее бедствие судно, оперативные службы ГП «Дельта-лоцман» ничего «не видят и не слышат». Любопытно, что выносной автоматизированный радиолокационный пост ЦРДС «Керчь» на мысе Такиль, с целью осуществления радиолокационного обнаружения судов и обеспечения радиосвязью берег-судно, должен был быть введен в строй еще в конце 2008 г. Но к этому вопросу мы вернемся чуть позже.

В 4 ч. 47 мин. теплоход «Омский-14» обогнал терпящее бедствие судно и передал информацию на ЦРДС «Керчь» о том, что теплоход «Василий» просит помощи.

В 5 ч. 11 мин. сработал аварийный радиобуй теплохода «Василий», который передал навигационную информацию о судне и месте его гибели. После этого исчез сигнал АИС этого судна. Шедший впереди «Омский-14» из-за ветра и волнения не смог развернуться и оказать помощь.

До рассвета оставалось полтора часа времени. Этого времени было достаточно для организации вывода к месту аварии буксирных судов, которые наиболее приспособлены для спасательных операций. Это украинские и российские морские буксиры, которые были задействованы на швартовых операциях в районе якорных стоянок №№ 450, 451 и 471, Керченском МТП и других портах. Информация о месте положения всех судов, в т.ч. буксиров имелась на мониторах ЦРДС «Керчь».

Вот список морских буксиров (м.б.) и их расстояния от места аварии:

- м.б. «Хектор» (Украина) - на рейде, в район якорной стоянки № 471, на расстоянии 8,0 миль;

- м.б. «Питер» (РФ) - на рейде, в районе якорной стоянки № 450, на расстоянии 15,0 миль;

- м.б. «Бакай» (Украина) - порт Камыш-Бурун, на расстоянии 21,5 миль;

- м.б. «Бора» (Украина) - Керченский МТП, на расстоянии 25 миль;

- м.б. «Иван Красносельский» (Украина), Керченский МТП, рейд, на расстоянии 25 миль;

- м.б. «Гепард» (Украина) - Керченский МТП, на расстоянии 25 миль;

- м.б. «Верный» (Украина) - рыбный порт, на расстоянии 25 миль;

- м.б. «Вектор» (Украина) - рыбный порт, на расстоянии 25 миль.

В 7 ч. 30 мин. подходящее к Керченскому проливу судно «Дон-3» получило распоряжение ЦРДС «Керчь» следовать в район бедствия. Ветер меняет направление на западное.

В 8 ч. 20 мин. пограничники наблюдают со стороны места бедствия сигнальную ракету, а в 08 ч. 40 мин. наблюдают в 2 милях от мыса Кыз-Аул плавсредство. По внешним признакам спасательный плотик.

В 8 ч. 30 мин. морской буксир «Питер» (РФ), по своей инициативе, снялся с якорной стоянки № 450 в район бедствия. ЦРДС «Керчь» начал выводить его в точку бедствия.

В 8 ч. 35 мин. первое судно пришло в район бедствия для спасения людей - это было российское судно «Дон-3».

В 8 ч. 45 мин морской буксир «Гепард» запрашивает разрешение для перехода в район бедствия, но получил указание «ждать».

В 9 ч. 40 мин. теплоход «Дон-3» (РФ) поднимает на борт одного человека, но ввиду неприспособленности к спасательным операциям получает «добро» на следование в Керченский пролив.

В 9 ч. 50 мин. (через 5 ч. и 40 мин.!) морской буксир «Хектор» (Украина), который находился на кратчайшем расстоянии (8 миль) от места гибели теплохода, наконец-то, получил указание ЦРДС «Керч» следовать в район бедствия.

В 9 ч. 55 мин «Питер» обнаружил 2 плота, которые дрейфовали в сторону якорной стоянки танкеров накопителей и приступил к спасанию людей.

В 10 ч. 00 мин. В район спасания людей подошел украинский буксир «Бора».

По итогам этой «операции» - спасено 9 человек, которые находились на плотах, из них 1 человек поднят на борт теплохода «Дон-3», 7 человек поднято на борт морского буксира «Питер», и 1 человек на борт буксира «Бора». Таким образом, основную часть спасательной операции, на свой страх и риск, выполнили российские суда «Дон-3» и «Питер». По состоянию на 14 октября, трое членов экипажа в т.ч. капитан и старший помощник числятся пропавшими без вести, их поиски продолжаются…

Снова у наших берегов гибнут суда и люди, а помощь приходит с большим опозданием. Причины этого кроются, прежде всего, в откровенной некомпетентности руководства Минтранссвязи, ГП «Дельта-Лоцман» и других организаций ответственных за безопасность судоходства в водах Украины.

Два последних министра транспорта (Иосиф Винский и Константин Ефименко) в течение трех лет подписали огромное количество нормативных актов в сфере безопасности на транспорте, видимо полагая, что эти документы сами по себе решат все существующие проблемы. При этом Минтранссвязи, практически ничего не сделало для организации и развития государственной системы безопасности судоходства. А руководство ГП «Дельта-лоцман», на которое непосредственно возложено обеспечение безопасности судоходства, на протяжении этих трех лет фактически саботирует решение данных проблем.

Вот несколько примеров. Еще в конце 2007 г. был разработан проект выносного поста «Такиль» ЦРДС «Керч» на мысе Такиль, где собственно и затонул теплоход «Василий», отведена земля и закуплено радиолокационное оборудование, радиостанции УКВ, система радиорелейной связи. Плановый ввод этого объекта планировался на конец 2008 г. Через год оборудование на сумму 5 млн. грн. попросту «исчезло».

В феврале 2009 г. был издан приказ №96 «Об утверждении комплексного плана-графика о проведении строительных и ремонтных работ и плана-графика проведения технического переоснащения и модернизации постов СРДС на 2009 г.». Директор ГП «Дельта-лоцман» А. Голодницкий оставил за собой контроль по их выполнению. Фактически эти планы-графики по Керченским объектам не выполнены. При этом, «Дельта-лоцман» закупило новое оборудование для выносного поста «Такиль», но уже на сумму… в 30 млн. грн., но работы по его монтажу не выполнены до сих пор.

Другой пример, в Феодосии, приказом № 445 от 23 апреля 2009 г. Минтранссвязи, передал с баланса Крымской дирекции УГППС «Укрпочта» на баланс ГП «Дельта-лоцман» двухэтажное здание для размещения в нем феодосийской портовой лоцманской службы, поста регулирования движения судов, радиостанции ГМССБ и других служб. Однако, до сих пор работы так и не начаты.

Еще один пикантный момент, недавно назначенный и получивший выговор за ЧП 11 октября 2010 г. замдиректора ГП «Дельта-лоцман» по вопросам безопасности судоходства Валентин Кусков не только не имеет опыта в данной сфере, но даже не имеет профильного морского образования. Как впрочем, и все руководство этого морского, по своей сути, предприятия.

Его предшественник на этом посту Евгений Гецевич, который уволился из ГП «Дельта-лоцман» «исключительно» по собственному желанию, заявил следующее: «я общался со многими специалистами морской отрасли, которые сказали, что им стыдно за Украину, как за морскую державу, поскольку в наших водах спасательными операциями занимаются россияне» [конец цитаты]. Возникает вопрос, куда уходят сотни миллионов гривен, которые зарабатывает ГП «Дельта-лоцман», и которые, должны идти на обеспечение безопасности мореплавания?

И, наконец, чиновникам всех рангов стоит задуматься, что имидж Украины измеряется не только финансовой или инвестиционной привлекательностью, но и способностью обеспечивать взятые на себя обязательства перед мировым сообществом, в т.ч. и в вопросах безопасности мореплавания и сохранения жизни на море.



Георгий Путилов

Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua