Парадоксы портовой статистики
Показатели грузопереработки морских торговых портов Украины в первом квартале 2013 г. говорят о том, что экономика Украины должна быть на подъеме и демонстрировать показатели более высокие, чем в 2008 г.
Главным парадоксом итогов 2012 г. и начала 2013 г. является тот факт, что за все годы Независимости поставлен рекорд перевалки экспортных грузов в морских торговых портах. В самом успешном для Украины 2008 г. этот показатель составил 60196 тыс. т. Но уже в прошлом году был установлен новый «рекорд» - 64801,4 тыс. т. Это в основном продукция ГМК, плюс зерновые грузы.
При этом, если проанализировать динамику последних лет, то она свидетельствует о серьезном кризисе в отрасли. И причина не только в ситуации на мировых рынках, а и в снижении деловой активности внутри страны и покупательского спроса.
Причем, Украина теряет транзитные грузы из РФ и Казахстана. По данным журнала «Порты Украины» в прошлом году транзит нефти сократился на 28,7%, зерна на 15,8%, руды на 10,9%, угля на 5%.
Объемы грузопереработки МТП Украины в 2008-2012 гг., тыс. т
Показатель |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Экспорт |
60196 |
62596 |
61718,1 |
60080,7 |
64801,42 |
Импорт |
15132 |
7158,8 |
10516,2 |
11012,9 |
9383,74 |
Транзит |
51357 |
36288 |
33111 |
39875,8 |
33913 |
Всего |
132178 |
109715 |
107642,2 |
113716,8 |
109800,3 |
Показатели по каботажным грузам мы не приводим, т.к. их доля незначительна и составляет около 1,5-2%, и практически не влияет на экономику портов.
В I квартале 2013 г. имеем следующую картину. Общий объем грузопереработки составил 25440,1 тыс. т (-0,9% к аналогичному периоду 2012 г.), в т.ч. экспорт - 15567,9 тыс. т (+7,2%), транзит - 7092,9 тыс. т (-18,3%), импорт - 2422,4 тыс. т (+5,8%), каботаж - 341 тыс. т (+130,2%). Интересно сравнить эти данные с I кварталом рекордного 2008 г. Итак, пять лет назад общий объем грузопереработки составил 31120,3 тыс. т, в т.ч. экспорт - 13221,2 тыс. т, транзит - 12920,3 тыс. т, импорт - 4152,4 тыс. т.
Сравнение показателей 1 квартала 2008 и 2013 гг., тыс. т
Показатель |
2008 |
2013 |
Экспорт |
13221,2 |
15567,9 |
Импорт |
4152,4 |
2422,4 |
Транзит |
12920,3 |
7092,9 |
Каботаж |
826,4 |
341 |
Всего |
31120,3 |
25440,1 |
Из этих таблиц видно, что экспортный потенциал страны растет. И украинские олигархи, пусть даже на фоне ухудшения ценовой конъюнктуры на мировых рынках, удерживают свои позиции, хотя бы в объемных показателях. Здесь также стоит отметить, что за последние пять лет примерно в полтора раза (до 40 млн. т) выросли объемы перевалки грузов у ведущих частных компаний (ТИС, «Нибулон». «Авлита», «Ника-Тера» и др.).
При этом, в секторе транзита ситуация продолжает ухудшаться. Если за прошлый год объем транзитных грузов сократился на 15%, то в первом квартале этого года на 18%. Причем, обычно в зимнее время, когда в портах Краснодарского края плохая погода и сложная ледовая обстановка, российские грузы попросту вынуждены идти в украинские порты.
Данные по импорту говорят о том, что потребление снизилось почти в два раза. Причем если экспорт – это в основном сырье, то импорт - высокотарифные грузы. Около половины импортных грузов доставляется в наши порты в контейнерах. Снижение этого грузопотока стало ощутимой потерей для Одесского и Ильичевского портов (основные контейнерные хабы Украины) разумеется, после общей для всех портов проблемы сокращения объемов транзита из СНГ.
Кстати, данные по каботажу мы привели для того, чтобы показать, что за последние пять лет объемы строительства сократились почти в три раза. Поскольку каботаж - это в основном перевозки минерально-строительных грузов.
Ниже показатели января-марта этого года по всем морским торговым портам Украины, которые также подтверждают тенденцию последних лет.
Объемы переработки грузов в МТП Украины в 1 квартале 2013 г., тыс. т
Порт |
Всего |
Транзит |
Экспорт |
Импорт |
2012 |
2013 |
% |
2012 |
2013 |
% |
2012 |
2013 |
% |
2012 |
2013 |
% |
Белгород-Днестровский |
199,7 |
221,0 |
90,4 |
0,3 |
0,7 |
42,9 |
188,9 |
205,2 |
92,1 |
10,4 |
14,6 |
71,2 |
Бердянский |
370,0 |
331,8 |
111,5 |
8,9 |
6,2 |
143,5 |
348,4 |
317,2 |
109,8 |
9,1 |
4,4 |
206,8 |
Евпаторийский |
224,7 |
161,6 |
139,0 |
79,8 |
49,5 |
161,2 |
60,5 |
43,8 |
138,1 |
55,4 |
35,8 |
154,7 |
Измаильский |
588,6 |
771,8 |
76,3 |
117,2 |
256,5 |
45,7 |
461,5 |
514,1 |
89,8 |
9,0 |
1,0 |
900,0 |
Ильичевский |
3623,7 |
3658,3 |
99,1 |
1378,6 |
1184,8 |
116,4 |
1385,0 |
1522,1 |
91,0 |
860,1 |
951,4 |
90,4 |
Керченский |
721,4 |
1140,6 |
63,2 |
530,9 |
771,3 |
68,8 |
181,6 |
355,4 |
51,1 |
2,0 |
12,6 |
15,9 |
Мариупольский |
2641,0 |
1998,0 |
132,2 |
264,9 |
259,5 |
102,1 |
2331,0 |
1710.4 |
136,3 |
40,9 |
24,0 |
170,4 |
Николаевский |
2762,1 |
2585,4 |
106,8 |
455,6 |
772,5 |
59,0 |
2274,7 |
1711,1 |
132,9 |
31,4 |
91,5 |
34,3 |
Одесский |
5830,6 |
6729,0 |
86,6 |
1501,5 |
2671,2 |
56,2 |
3332,4 |
3298,9 |
101,0 |
972,3 |
748,3 |
129,9 |
Октябрьский |
608,1 |
721,3 |
84,3 |
5,8 |
9,3 |
62,4 |
598,9 |
709,1 |
84,5 |
2,7 |
2,2 |
122,7 |
Ренийский |
339,6 |
222,9 |
152,4 |
176,8 |
191,3 |
92,4 |
161,1 |
30,6 |
526,5 |
1,7 |
1,0 |
170,0 |
Севастопольский |
94,2 |
50,4 |
186,9 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
6,5 |
0,0 |
0,0 |
8,4 |
0,0 |
Скадовский |
58,6 |
47,4 |
123,6 |
14,8 |
13,2 |
112,1 |
31,4 |
18,1 |
173,5 |
11,9 |
9,0 |
132,2 |
Усть-Дунайский |
1,6 |
3,1 |
51,6 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,1 |
3,1 |
3,2 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Феодосийский |
431,0 |
1050,9 |
41,0 |
306,9 |
566,0 |
54,2 |
116,5 |
464,7 |
25,1 |
1,4 |
20,2 |
6,9 |
Херсонский |
559,9 |
536,9 |
104,3 |
47,4 |
47,4 |
100,0 |
341,6 |
457,4 |
74,7 |
10,5 |
12,0 |
87,5 |
Южный |
6363,9 |
5391,3 |
118,0 |
2203,5 |
1887,2 |
116,8 |
3754,3 |
3151,3 |
119,1 |
403,6 |
352,8 |
114,4 |
Ялтинский |
21,4 |
46,1 |
46,4 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Всего |
25440,1 |
25667,8 |
99,1 |
7092,9 |
8686,5 |
81,7 |
15567,9 |
14519,0 |
107,2 |
2422,4 |
2289,2 |
105,8 |
Эти данные, а также за 2009 - 2012 гг. показывают, что по объемам перевалки украинские МТП вернулись к показателям 2005 - 2006 гг. Но это в тоннах. В денежном выражении после повышения тарифов в 2008 г. примерно в полтора раза, порты не должны испытывать особых проблем. Правда, таких проблем традиционно не испытывает только пятерка ведущих портов (Одесский, Южный, Мариупольский, Ильичевский, Николаевский).
Причем, подготовка олигархов к реализации закона о портах привела к тому, что впервые в своей истории стал убыточным Измаильский порт. А большинство портов или убыточны или балансируют на грани символической прибыли в несколько десятков тысяч гривень. Напомним, что Измаильский порт стал убыточным при Юрии Фуртатове. Еще в 2010 г. порт с объемами перевалки в 6633,1 тыс. т занимал шестую позицию, с показателем чистой прибыли 18,8 млн. грн. В 2012 г. с объемом в 2907,2 тыс. т порт уже был на девятом месте и с убытком в 25,1 млн. грн. Странно, что после такого провала Ю.Фуртатов возглавил «Авлиту» («Портинвест»/СКМ).
Но даже в отношении Ильичевского МТП, входящего в «большую пятерку», есть вопрос - почему при сопоставимых с Мариупольским портом объемах финрезультат в 3,5 раза хуже? Хотя в Мариуполе проходные глубины в полтора раза меньше, т.е. порт принимает суда меньшей вместимости, что повышает себестоимость. Плюс - от Босфора до Мариуполя в два раза большее расстояние, чем до Ильичевска. Кроме того, в зимний период порт сильно зависит от ледовой обстановки и еще несет большие затраты на поддержание подходного канала в Азовском море.
Впрочем, предлагаем читателям самим проанализировать эти финпоказатели.
Основные финансовые показатели МТП Украины в 1 квартале 2013 г., тыс.грн
Порт |
Доходы |
Расходы |
2012 |
2013 |
% |
2012 |
2013 |
% |
Бердянский |
30 376,00 |
34 355,00 |
113,10 |
34 023,00 |
35 355,00 |
103,91 |
Белгород-Днестровский |
25 311,00 |
20 668,50 |
81,66 |
26 121,00 |
20 569,60 |
78,75 |
Евпаторийский |
3 837,00 |
5 543,10 |
144,46 |
5 000,00 |
5 000,00 |
100,00 |
Измаильский |
53 569,00 |
36 636,00 |
68,39 |
56 086,00 |
44 564,00 |
79,46 |
Ильичевский |
282 073,00 |
238 684,00 |
84,62 |
243 908,00 |
220 680,00 |
90,48 |
Керченский |
70 181,00 |
54 474,30 |
77,62 |
63 467,00 |
52 741,10 |
83,10 |
Мариупольский |
195 498,00 |
245 844,00 |
125,75 |
154 914,00 |
183 898,00 |
118,71 |
Николаевский |
71 710,00 |
66 779,00 |
93,12 |
53 547,00 |
48 179,00 |
89,98 |
Одесский |
272 011,00 |
255 863,10 |
94,06 |
150 288,00 |
117 060,00 |
77,89 |
Ренийский |
8 104,00 |
9 231,00 |
113,91 |
12 175,00 |
11 505,00 |
94,50 |
Севастопольский |
17 254,00 |
15 382,00 |
89,15 |
16 074,00 |
15 349,00 |
95,49 |
Скадовский |
2 021,00 |
1 563,90 |
77,38 |
3 079,00 |
2 186,40 |
71,01 |
Октябрьский |
68 623,00 |
59 429,20 |
86,60 |
56 715,00 |
47 758,90 |
84,21 |
Усть-Дунайский |
1 872,00 |
1 053,00 |
56,25 |
1 964,00 |
1 262,00 |
64,26 |
Феодосийский |
47 417,00 |
20 939,00 |
44,16 |
43 672,00 |
26 137,00 |
59,85 |
Херсонский |
34 788,00 |
33 840,00 |
97,27 |
33 538,00 |
32 474,40 |
96,83 |
Южный |
353 372,00 |
379 318,90 |
107,34 |
239 861,00 |
251 740,00 |
104,95 |
Ялтинский |
4 239,00 |
4 425,10 |
104,39 |
6 438,00 |
6 620,10 |
102,83 |
Всего |
1 542 256,00 |
1 484 029,10 |
96,22 |
1 200 870,00 |
1 123 079,50 |
93,52 |
Продолжение таблицы
Порт |
Дебиторская задолженность |
Кредиторская задолженность |
2012 |
2013 |
% |
2012 |
2013 |
% |
Бердянский |
8 394,00 |
14 063,00 |
167,54 |
13 293,00 |
7 266,00 |
54,66 |
Белгород-Днестровский |
9 698,00 |
13 792,00 |
142,21 |
11 380,00 |
9 281,60 |
81,56 |
Евпаторийский |
6 783,00 |
5 340,00 |
78,73 |
5 229,00 |
3 940,00 |
75,35 |
Измаильский |
24 348,00 |
19 652,00 |
80,71 |
27 841,00 |
46 835,00 |
168,22 |
Ильичевский |
244 874,00 |
214 558,00 |
87,62 |
99 663,00 |
75 366,00 |
75,62 |
Керченский |
11 935,00 |
21 853,30 |
183,10 |
14 123,00 |
11 247,00 |
79,64 |
Мариупольский |
218 591,00 |
99 842,00 |
45,68 |
97 012,00 |
49 600,00 |
51,13 |
Николаевский |
26 324,00 |
27 633,20 |
104,97 |
31 543,00 |
12 507,70 |
39,65 |
Одесский |
205 681,00 |
237 877,70 |
115,65 |
370 648,00 |
109 782,10 |
29,62 |
Ренийский |
4 380,00 |
3 950,00 |
90,18 |
9 031,00 |
15 573,00 |
172,44 |
Севастопольский |
3 743,00 |
3 268,00 |
87,31 |
3 671,00 |
635,00 |
17,30 |
Скадовский |
2 438,00 |
2 347,10 |
96,27 |
9 038,00 |
15 724,80 |
173,99 |
Октябрьский |
14 778,00 |
16 320,00 |
110,43 |
25 054,00 |
9 510,00 |
37,96 |
Усть-Дунайский |
2 687,00 |
1 058,00 |
39,37 |
4 658,00 |
4 115,00 |
88,34 |
Феодосийский |
10 531,00 |
44 590,00 |
423,42 |
11 156,00 |
8 194,00 |
73,45 |
Херсонский |
26 507,00 |
17 903,20 |
67,54 |
13 166,00 |
8 965,30 |
68,09 |
Южный |
75 369,00 |
235 172,00 |
312,03 |
126 409,00 |
48 652,00 |
38,49 |
Ялтинский |
3 248,00 |
2 513,80 |
77,40 |
13 983,00 |
10 310,60 |
73,74 |
Всего |
900 309,00 |
981 733,30 |
109,04 |
886 898,00 |
447 505,10 |
50,46 |
В заключение, хотелось бы напомнить, что наши порты используют свой потенциал едва ли наполовину. Экономика Украины даже при ежегодных темпах роста в 10% позволит загрузить имеющиеся портовые мощности в лучшем случае через 30 лет.
Поэтому стоит, наконец, понять, что основой стабильной деятельности МТП Украины по прежнему является российский транзит. Нашей стране попросту необходимо вернуть даже не рекордные 55 млн. т транзита, а удовлетворить потребности российских и казахских грузоотправителей в объеме около 100-150 млн. т. Впрочем, это тема другой статьи…
Василий Бондарь
|