Коррупция в портах Украины: такого еще не было

Не каждый год судно под флагом Украины подает морской протест на действия контролирующих органов, особенно в своем порту приписки - Одессе.

«Транспортный бизнес» неоднократно сообщал о фактах задержаний судов в портах Украины и незаконных действиях контролирующих органов. В основном таможенников и «экологов».

До недавнего времени единственной заслуживавшей уважения силовой госструктурой в Украине оставались пограничники. Но только за последние десять дней в портах произошло три инцидента с их участием. 15 июня 2013 г. в порту «Южный» с судном Iron Destiny (флаг Либерии). 21 июня в Одесском порту с судном «Лена Колева» (флаг Болгарии). 22 июня опять же в Одессе с судном «Алина» (флаг Украины). Схема такова - инспекторы Госэконинспекции Северо-западного региона Черного моря выдвигают незаконные требования отбора проб изолированного балласта и составления экологической судовой декларации. Капитан судна в этом отказывает, а затем пограничники отказывают то ли в открытии, то ли в закрытии границы судну, не прошедшему экологический контроль. При этом ссылаются на устные приказы своего начальства.

Причем кроме нарушения международных конвенций, в случае с «Алиной» была нарушена и Конституция Украины, поскольку украинское судно с украинским экипажем не допускали на территорию страны. Досмотровая комиссия поднималась на судно несколько раз и только с четвертой попытки граница была открыта.

Дошло до того, что капитан судна вечером 22 июня после незаконных действий экологов и пограничников заявил об уголовном преступлении в Приморский РОВД г.Одессы. Но прибывший наряд милиции, по указанию пограничников не пустили даже на территорию порта.

Все события подробно описаны в Морском протесте капитана, с текстом которого читатели могут ознакомиться сами. И если капитан судна под флагом Украины, да еще и в порту приписки подписывает такой документ, то уровень коррупции явно зашкаливает.

Причем после подобного инцидента с судном «Лена Колева» капитан обратился с жалобой в консульство Болгарии в Одессе и вскоре в МИДе Украины начнут думать, что же ответить на ноту МИД Болгарии. Капитан судна отказал экологам в незаконных требованиях, поскольку не понимал, как можно сдать анализ балласта, которого на судне уже нет. И зачем составлять декларацию о том, где и сколько взял балласта, и сколько он его планирует слить, если балласта уже нет.

Кстати, законодательство Украины также не дает оснований «экологам» просто так появляться на судах в портах Украины. Согласно Таможенному кодексу, вступившему в силу с 1 июня 2012 г. и ряда подзаконных актов «экологи» могут прибыть на судно только по приглашению таможни, если на борту находится опасный груз. А контроль вопросов экологической безопасности судов возложен на сотрудников портнадзора.

Примечательно, что в нашем случае на «Алину» прибыло аж три инспектора Госэкоинспекции. Хотя проверить наличие необходимых документов на судне способен и один сотрудник. Видимо, в Госбюджете много лишних денег, чтобы вместо финансирования учителей и врачей, содержать подобные «тройки». Впрочем, в Одессе в причастном к этому бизнесу сообществе в последнее время считают, что это привело к повышению качества услуг Госэкоинспекции путем введении узкой специализации. Судя по всему, один инспектор умеет читать, второй писать, а третий - говорить.

Единственное, чего не понимают в Одессе, - при явном отсутствии проблем с финансированием экологи появляются на судах с довольно странным снаряжением. Пластиковые бутылки из-под минеральной воды для отбора проб, три человека в форме носят в эмалированном ведре «в цветочек».

Итак, имеем три инцидента за неделю. Что еще должно произойти, чтобы эта проблема. существующая только в портах Украины, стала историей? Как нам стало известно, во время инцидента с «Алиной» органы прокуратуры и СБУ попросту самоустранились. Не реагирует на проблему и транспортное ведомство. А последним министром, который пытался что-то делать, был еще Георгий Кирпа.

Даже сотрудники портнадзора редко появляется в составе досмотровых комиссий. Хотя их участие во многом решает проблему, т.к. в таких случаях экологи просто не нужны.



Василий Бондарь

Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua