Гринпис отдыхает

Оказывается, в Украине не любят природу и не берегут окружающую среду. Во всяком случае, в этом уверены чиновники Минэкологии.

Иначе, как еще можно объяснить тот факт, что по данным Федерации работодателей, инспекторами Министерства экологии и природных ресурсов за первые шесть месяцев 2014 г. было выписано штрафов на 932 228 764 грн. Между прочим, это на треть меньше суммы штрафов наложенных Фискальной службой Украины. Причем, из почти миллиарда гривень бюджет получил лишь 51 млн.

Откуда же взялась эта фантастическая сумма штрафов? Прежде всего, это украинские морские порты, которые стали настоящим Клондайком для «экологов». На протяжении многих лет в портах, в зоне ответственности Государственной экологической инспекции по охране окружающей среды северо-западного района Черного моря формировалась и совершенствовалась схема вымогательства у судовладельцев под благовидным предлогом охраны окружающей среды.

Схема эта была до гениальности простой. Проверять то, что не проверяют ни в одном порту мира - изолированный балласт. Не вдаваясь в технические подробности, поясним, что согласно требованиям Международной конвенции МАРПОЛ 73/78, к которой Украина присоединилась еще 1993 г., изолированный балласт вообще не подлежит контролю. Его сброс в портах не запрещен и не ограничен, поскольку это балласт, принятый в танк, который полностью отделен от грузовой и топливной системы, и предназначен только для его перевозки. Фактически - это чистая вода, взятая в открытом в море. Причем, оперирование балластными водами является обязательной частью процесса безопасного маневрирования судна при заходе в порт.

Однако, украинским экологам международные нормы не указ. Необходимость контроля загрязняющих веществ, сбрасываемых в море, инспекторы обосновывают исключительно на основании внутренних положений и правил. И интересует их в первую очередь содержание в изолированном балласте взвешенных веществ (ВВ). Дело в том, что, в Украине отсутствует норматив по ВВ. В качестве нормы экологи вписывают якобы среднюю величину (фон) по результатам регулярных замеров в акватории порта. Причем это содержание ВВ во всех портах Украины, в любое время года и суток, независимо от шторма или штиля составляет одну и ту же цифру - 2,0 мг/л. Кстати, максимально допустимая норма для питьевой воды составляет 8 - 10 мг/л. Естественно, что содержание этих веществ в стальных танках морских судов будет выше, ну и штрафные санкции соответственно могут составлять десятки тысяч долларов на судно. Для понимания масштабов этого «экологического контроля» напомним, что ежегодно в порты Украины заходит около 15 тыс. судов.

При этом, в конце прошлого года казалось беспределу чиновников Минэкологии в портах будет положен конец. Кабмин Азарова принял постановление «О внесении изменений в Правила охраны внутренних морских вод и территориального моря Украины от загрязнения и засорения» которым наконец-то отменялся экологический контроль изолированных балластных вод. Но постановление попросту игнорировалось чиновниками природоохранного ведомства. Об этом свидетельствует совещание с участием представителей причастных ведомств, бизнес-сообщества, общественных организаций, организованное 17 апреля 2014 г. в Госкомпредпринимательства. И, хотя Госэкоинспекция была первой, кому отправили приглашение на совещание, ее представители мероприятие проигнорировали.

Как отмечено в итоговом протоколе этого совещания «проверка изолированного балласта является коррупционной схемой, использующейся в Украине на протяжении уже 15 лет».

И вот, в конце сентября, стало известно, что Госпредпринимательство своим решением №34 приостановило действие положений приказа Минприроды №204, таким образом, упразднив судовую экологическую декларацию. Вопрос только в том, что «экологи» в очередной раз попросту «не заметили» очередной запрет. Буквально на днях, в порту «Южный» прошло совместное совещание представителей агентских компаний, Государственной экологической инспекции северо-западного региона Черного моря, Федерации работодателей, независимых юристов и администрации порта. На повестке дня были вопросы процедуры осуществления государственного экологического контроля морских судов в связи с приостановлением действия отдельных положений приказа Минприроды №204 от 8.09.1999 г. Центральной темой совещания вновь стали «факты дальнейшего вымогательства экодеклараций в украинских портах»… Как говорится, комментарии излишни.

Однако не следует думать, что изобретательность отечественных «защитников природы» ограничивается только сферой транспортного бизнеса. Так, в мае этого года руководство одного из крупнейших в мире производителей трансформаторного оборудования ПАО «Запорожтрансформатор» (ЗТР), было вынуждено обратиться с открытым письмом к Премьер-министру А.Яценюку с просьбой помочь ликвидировать коррупционную схему оплаты утилизационного сбора за трансформаторное масло. Предприятие заплатило уже более 5 млн. грн. сбора за масло, которые ушли к «карманным» фирмам чиновников Минэкологии.

Фактически, ЗТР платит сбор за масло, которое не утилизируется на территории Украины, поскольку 90% продукции предприятия вывозится на экспорт. Более того, трансформаторные масла в процессе их эксплуатации не теряют свои первоначальные качества, а подлежат очистке и дальнейшему использованию. И даже процесс регенерации и подготовки масел к повторному использованию, согласно техническим стандартам, является обязательством конечного заказчика...

На фоне описанных коррупционных схем, обнародованная в сентябре информация СБУ о том, что на взятке в $15 тыс. попался директор одного из департаментов Минэкологии выглядит довольно бледно. Словом Гринпис и прочие европейские зеленные со своей борьбой за спасения китов и прочей мелочевкой могут отдыхать, когда за дело берутся украинские «экологи».



Георгий Путилов

Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua