Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Эксперт-Украина
01.07.2008 :: 11:52
Завод, которого ждали полвека

Открытие нового завода в Черкассах показало, что автомобилестроение в Украине может быть успешным. Вступление страны во Всемирную торговую организацию оставляет шанс крупным производителям побороться за национальный рынок

Отмена льгот не остановила развитие отечественной автомобильной промышленности. Корпорация «Богдан» запустила новый завод по производству автомобилей «Лада» и Hyundai, построенный на территории бывшего предприятия «Ротор» в Черкассах. Стоимость проекта - 330 млн. долларов. Еще в 100 млн. обойдется строительство технопарка. Завод рассчитан на выпуск 120-150 тыс.
машин в год. На первом этапе предполагается полностью загрузить производство пятью моделями, на которые уже заключены контракты - это 60 тыс. ВАЗов (2110 и 2111) и 60 тыс. Hyundai (Tucson, Elantra, Accent). Однако корпорация ведет переговоры и с владельцами других брендов о выпуске их продукции на черкасском заводе. Как отметил на церемонии открытия президент Украины Виктор Ющенко, завод «Богдан» стал первым национальным автомобилестроительным предприятием, открытым за полвека после запуска Запорожского автозавода.

Не сразу все устроилось

Впервые о планах по строительству нового завода руководство «Богдана» объявило в начале 2005 года, когда было решено сосредоточить все автобусное производство корпорации в Луцке, а выпуск автомобилей перенести в Черкассы. Выбор площадки обусловило географическое положение: центр страны - большое преимущество для логистики как комплектующих, так и готовой продукции. Спустя несколько месяцев был подписан контракт с компанией Eisenmann (Германия) о строительстве покрасочного комплекса для будущего завода.

Черкасский проект задумывался в период, когда в стране для крупных автопроизводителей действовали значительные льготы (освобождение от НДС и пошлин на ввозимые комплектующие, от уплаты сбора в Государственный инновационный фонд), но даже после отмены некоторых преференций в марте 2005-го строительство не прекратилось. Переход на полномасштабное производство был стратегической целью компании - автомобильный рынок показывал высокий рост, и ситуация на нем гарантировала возврат инвестиций хотя бы и в долгосрочной перспективе.

Средства для финансирования проекта корпорация собирала постепенно, из разных источников. В 2005 году компания ЛуАЗ разместила пятилетние облигации на сумму 130 млн. гривен. В начале 2006-го состоялось первичное размещение акций этого предприятия, ставшего одним из первых представителей украинского бизнеса, вышедших на IPO. За восемь процентов акций зарубежные инвестфонды заплатили на Франкфуртской фондовой бирже 16 млн. долларов. В октябре того же года компания провела допэмиссию на общую сумму 648 млн. гривен, а в декабре оформила кредит у немецкого банка HVB на 42,24 млн. евро. В этом году она получила последний кредит в размере 62,5 млн. евро, который пойдет на строительство технопарка в Черкассах.

В мае 2006-го началось строительство производственного комплекса, а в ноябре с его конвейеров уже сходили первые ВАЗы - отгрузка машинокомплектов на «ЛуАЗ» прекратилась. Первые партии автомобилей (модели 2104 и 2107) собирались крупноузловым методом (skd), а последнее, десятое семейство «Лады» предполагалось изготавливать с использованием полного цикла производства, включающего покраску и сварку кузовов.

Нестабильный инвестиционный климат не способствовал успешному завершению проекта. В сентябре 2007 года корпорация «Богдан» через суд вернула льготы, гарантированные ей Законом «О стимулировании производства автомобилей в Украине», но их действие продлилось лишь до 2008-го (срок действия закона истек). Присоединившись к Всемирной торговой организации, Украина снизила таможенные пошлины на ввоз готовых автомобилей с 25% до 10%. Тем не менее корпорация «Богдан» запустила новый завод и обещает в следующем году выйти на полную загрузку мощностей, а к концу 2009-2010 годов даже начать экспорт произведенных в Черкассах автомобилей.

autoprom_UA.gif

Защита от ВТО

«Цена авто определяется рынком, а не пошлинами. Кроме того, автомобили, которые производятся в Украине, не завозятся в готовом виде», - объясняет преимущества организации производства внутри страны пресс-секретарь корпорации «Богдан» Сергей Красуля. Конечно, у черкасской продукции есть конкуренты, как местного происхождения, так и ввезенные из заграницы. Так, «Лады» могут побороться за покупателя с отечественными ZAZ Lanos, ВАЗами российского производства и китайскими малолитражками, а для корейской группы (Accent и Elantra) соперниками являются модели Chevrolet Aveo и Lacetti, Skoda Fabia и Octavia, Mitsubishi Lancer. С Tucson могут конкурировать, например, Kia Sportage, Mitsubishi Outlander, Nissan Qashqai, Toyota RAV4 и Daihatsu Terios.

autoprom_UA_leaders.gif

Лидерами отечественного автомобилестроения являются Запорожская и Одесская области

Логично предположить, что схожие по соотношению цены и качества автомобили при снижении цен импортерами могут быстро отвоевать долю потребительского рынка у черкасских машин. Но в этом случае такое маловероятно. Tucson - наиболее популярный внедорожник в своем классе и вместе с Accent сегодня относится к самым продаваемым моделям марки Hyundai в Украине (с начала года их продано около 5000 и 4300 экземпляров соответственно). Кроме того, черкасский автозавод остается единственным в мире производителем «Лады» десятой и одиннадцатой моделей - после того как российский «АвтоВАЗ» свернул их выпуск.

Несмотря на сложности с получением кредитов, спрос на украинском авторынке превышает предложение. Такое положение дел сохранится и в ближайшее время: по статистике, в нашей стране один автомобиль приходится на четырех человек, тогда как в Европе - один на двоих. Так что без покупателя черкасские машины не останутся. Более того, по словам президента ассоциации «Укравтопром» Михаила Резника, с выходом нового завода на проектные мощности, ситуация на рынке станет более комфортной для потребителя. Ведь время ожидания доставки многих импортных автомобилей (при покупке через салоны) сегодня составляет несколько месяцев.

«Новая таможенная политика со странами-членами ВТО, режим свободной торговли с Россией, а в планах и с Евросоюзом, при отсутствии защитных механизмов для украинского автопрома являются опасными предпосылками формирования в нашей стране крупнейшего на континенте рынка импорта автомобилей, - считает Михаил Резник. - В таких условиях развивать мелкоузловую сборку, а тем более полномасштабное производство смогут только крупные, уже сформировавшиеся компании. Некоторым предприятиям, очевидно, придется свернуть производственные программы и вернуться к импорту». Корпорации «Богдан», как второму (доля - 12% в 2007 году) после «УкрАВТО» оператору на автомобильном рынке, перспектива закрытия производства не грозит. Однако, по словам ее президента Олега Свинарчука, при сохранении существующих условий компания может предпринять корректировку своей производственной программы. Чтобы нивелировать негативный эффект от снижения таможенных ставок для отечественных производителей, корпорация «Богдан» инициирует принятие защитных мер, которые допускаются требованиями ВТО - льготы по уплате налога на прибыль, налога на землю. Такие меры понравятся и потребителям, поскольку в отличие от заградительных пошлин они не будут провоцировать искусственную дороговизну автомобилей по сравнению с рынками соседних стран.

Нелли Вернер

01.07.2008 г.


Источник: Эксперт-Украина
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}