31.10.2008 :: 11:59
«Укрзализныцю» отправили на субботник
Необдуманная тарифная политика вынудила «Укрзализныцю» отправить сотрудников в отпуск за свой счет. При этом свои беды УЗ связывает исключительно с тарифами для ГМК
На коллегии Минтранссвязи
27 октября Иосиф Винский сделал смелое заявление о том, что не подпишет приказ о снижении тарифов на грузоперевозки. Заявление более чем странное на фоне того, что 14 октября постановлением КМУ №925 Минтранссвязи, Минэкономики и Минфину было поручено «воздерживаться в период до 1 января 2009 года от повышения для предприятий горно-металлургического и химического комплексов тарифов на перевозки грузов». Как недавно заявил заместитель гендиректора «Укрзализныци» Виктор Черный: «Предоставленные металлургам, горнякам и химикам скидки на перевозки грузов, по предварительным оценкам, до конца года приведут к недополучению доходов в сумме 221 млн. грн. А если учесть падение объемов грузовых перевозок вместе с предоставленными скидками, то сумма увеличится до 1 млрд. грн.». Так, в сентябре, по сути впервые за десять лет, грузооборот сократился на 2,8%, или на 598 млн. тонно-километров
Очевидно, что Иосиф Винский, говоря о некоем приказе, который он не подпишет, имел в виду готовящееся утверждение нового «Сборника грузовых тарифов железнодорожного транспорта Украины». Точнее, если придется менять коэффициенты этого сборника в сторону уменьшения. Этот документ должен вступить в силу с 1 января 2009 года. Если он будет принят в нынешнем виде, то с учетом нынешнего моратория с 1 января тарифы сразу повысятся почти на 40%. За счет введения нового сборника в 2009 году планируется увеличение доходов «Укрзализныци» на 7,6 млрд. грн. или на 20% по сравнению с планируемыми показателями 2008 года. А дополнительные платежи в бюджет оцениваются в 4,26 млрд. грн.
Но это все в теории. На практике декларируемое улучшение финансовых показателей не всегда отвечает реальному положению дел. Так, на последней коллегии Минтранссвязи было заявлено, что чистая прибыль «Укрзализныци» за девять месяцев составила 1,61 млрд. грн. Но в октябре впервые с «докирповских» времен произошла двухнедельная задержка по зарплате. Просто сокращение доходов от перевозок и сроки уплаты налогов совпали. Еще одно совпадение - значительная часть из 370 тыс. украинских железнодорожников в этом месяце взяла отпуск на 40 рабочих часов за свой счет. Фактически люди продолжают работать, как прежде, но в режиме «субботника». Эта мера экономии пока принята на текущий месяц, и неизвестно, будет ли она применяться в дальнейшем. И если в сентябре грузооборот сократился на 2,8%, то по итогам октября и в дальнейшем ожидается ежемесячный спад на уровне 4-5%. Причем, кроме внутренних проблем, на объемы перевозок влияет и ситуация в соседних странах, что повлекло снижение объемов транзита. Поэтому у железных дорог появился дефицит оборотных средств, который усугубляет проблемы с получением кредитов. Единственным выходом из ситуации может быть решение об отсрочке налоговых платежей.
В этой ситуации заявления Винского о недопустимости снижения тарифов можно расценивать, как игру на публику, поскольку реально министр на ситуацию уже повлиять не может. По крайней мере, до 31 декабря. Маловероятны изменения и в начале года. Ведь Кабмин вряд ли позволит повысить стоимость перевозки почти на 40%, как заложено в проекте сборника.
Сейчас уже можно спрогнозировать, с какими показателями закончит «Укрзализныця» этот год. И логично было бы внести коррективы в финансовые планы железных дорог. Ведь чрезмерная увлеченность наполнением бюджета может в итоге дорого обойтись отрасли. Напомним, что в финплане 2008 года предусмотрены платежи в бюджет в сумме 9,5 млрд. грн., что в полтора раза выше прошлогоднего показателя. Тем не менее Винский продолжает настаивать на том, что выполнение финансовых планов обязательно, несмотря на кризис.
Зачем Винскому срывать банк
Заявление Иосифа Винского о намерении Минтранссвязи купить контрольный пакет одного из коммерческих банков многие специалисты отрасли оценили скептически. Подобный проект не удалось реализовать даже Георгию Кирпе, когда счета многих транспортных предприятий переводились в Экспресс-Банк. Очевидно, что для любого банка приятно обслуживать годовой финансовый поток предприятий Минтрансвязи в 50-55 млрд. грн. В то же время такой банк должен иметь филиалы и отделения во всех регионах Украины, вплоть до небольших городов, где может располагаться какое-нибудь предприятие Минтранссвязи. А такой банк стоит дорого. Очевидно также, что в ситуации кризиса оправданно иметь счета в нескольких банках. А самым главным риском является то, что 70% транспортных средств в таком банке будет приходиться на «Укрзализныцю» и 12-15% на «Укравтодор» и его подчиненные предприятия. Теперь представим нынешнее состояние финучереждения, которое Минтранссвязи, допустим, приобрело бы в начале года. Нынешние финансовые проблемы «Укрзализныци» и нестабильное бюджетное финансирование «Укравтодора» уже сейчас привели бы к краху этого банка. В нынешней ситуации реализация этой идеи может создать потенциальную «братскую финансовую могилу» для всей отрасли.
Александр Арбузов
31 октября 2008 г.
Источник: Комментарии |