Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Комментарии
04.07.2008 :: 14:42
«Укрзализныця» перестала быть монополией

Железные дороги проиграли в конкурентной борьбе с автотранспортом. Через два-три года их доля в сегменте пассажирских перевозок станет меньше «монопольных» 30%

За последние десять лет доля железнодорожного транспорта в общем объеме пассажирских перевозок снизилась с 49 до 36%. При этом железнодорожный пассажирооборот серьезно не изменился: в 1997 году этот показатель составил 54,5 млрд. пассажиро-километра, а в 2007-м - 53,1 млрд. Если такие тенденции сохранятся, то уже через два-три года «Укрзализныця» потеряет статус монополиста, поскольку ее доля на рынке пассажирских перевозок
станет меньше 30%.

Автомобильный транспорт и авиация помогают железной дороге терять позиции. В 2006 году пассажирооборот автобусного сообщения впервые превысил железнодорожный и достиг 54 млрд. пассажиро-километров (пкм). Резкий рост автобусного пассажирооборота - ежегодно в среднем на 15%, или на 5 млрд. пкм, - начался восемь лет назад. В это же время состоялся выход на рынок частных автобусных компаний («Автолюкса», «Гюнсела» и пр.), а также небольших перевозчиков, выполняющих рейсы на «маршрутках» на короткие и средние расстояния. Причем реальная доля автотранспорта намного выше. Ведь не секрет, что перевозчики по-прежнему не обилечивают часть пассажиров (что позволяет им утаивать доходы) и поэтому скрывают свои доходы.

Показательно, что наибольшее падение железнодорожных перевозок происходит в сегменте пригородного сообщения. Так, за январь-май нынешнего года рост пассажирооборота на дальнем сообщении составил 1,9%, а в пригородном снизился на 1,3%. Падение произошло в основном за счет сокращения «пригорода» на столичной Юго-Западной железной дороге (-3,1%), на которую приходится 35,5% всего пассажирооборота Украины. Незначительный рост пригородного пассажирооборота зафиксирован только на Одесской и Львовской железных дорогах. Для столичного региона падение «пригорода» можно объяснить серьезной автомобилизацией и развитием «маршрутных» перевозок как с городами-спутниками, так и между столицей и Черниговом, Житомиром, Черкассами. Что касается сегмента автобусных перевозок, то опрошенные «k:» компании сообщили о росте пассажирооборота на 15-25%. Правда, из-за транспортного хаоса в Киевской области у Юго-Западной дороги есть шанс для успешной конкуренции с автобусными компаниями, особенно в связи с планами создания железнодорожного кольца в столице. Да и качество электропоездов в Киеве намного выше, чем в регионах.

Несмотря на ежегодный рост спроса, падение объемов железнодорожных перевозок неизбежно и на дальнем сообщении. Причиной грядущей стагнации станет физическая нехватка пассажирских вагонов. Видимо, предчувствуя такую ситуацию, Минтранссвязи на прошлой неделе распространило заявление Иосифа Винского о том, что в конце июля-августа «планируется активизировать работу авиаперевозчиков». «Таким образом, мы компенсируем возможную нехватку вагонов в пиковые периоды летних перевозок», - отметил министр. В этом году «Укрзализныця» сможет задействовать не более 6,5 тыс. вагонов. А десять лет назад при тех же объемах перевозок использовалось около 9 тыс. более «молодых» вагонов. И этот дефицит не перекроют никакие «дешевые» авиалинии.

Железнодорожный транспорт уже не может обеспечить растущие объемы перевозок. Причем это не только проблема самой «Укрзализныци», которая недополучит доходы. Пока что монополия по этому поводу особо переживать не будет, поскольку пассажирские перевозки в ее доходах составляют около 10%, а значительная доля перевозок убыточна (пригородное и местное сообщение). Главная проблема заключается в том, что кризис железнодорожных перевозок сдерживает рост деловой активности, развитие туризма и других сопутствующих сфер.

Александр Арбузов

4 июля 2008 г.


Источник: Комментарии
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}