Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости

16.04.2021 :: 10:15

Оперативная информация о работе морских портов и каналов по состоянию на 16 апреля 2021 г. ©
16.04.2021 :: 10:10

Цены на нефть: баррель Brent - $67,35, WTI - $63,87
16.04.2021 :: 09:36

Погода на 16 апреля 2021 г. - на большей части территории Украины дожди, днем до +15
16.04.2021 :: 06:43

В Азовском море катера ФСБ РФ провоцировали украинские военные корабли
15.04.2021 :: 17:09

Панамский канал отложил повышение платы за транзит
15.04.2021 :: 17:03

Кабмин начал новый поиск главы Морской администрации



законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Комментарии
20.08.2013 :: 10:35
Украине предстоит взять энергетический реванш

В течение 22 лет независимости Украина ухитрилась не утратить государственный контроль над атомной энергетикой, как это произошло в Армении, и сохранить контроль над национальной ГТС в отличие от Беларуси. Помогла ли такая политика экономическому развитию Армении и Беларуси, вопрос полемический. Что касается Украины, сохранение контроля над АЭС все еще дает возможность перекрестного дотирования более слабых отраслей угледобычи и тепловой энергетики за счет дешевой электроэнергии атомных станций. Сохранение же контроля над ГТС позволяет государству рассчитывать на не менее веские
стратегические дивиденды. Это, во-первых, несколько миллиардов долларов в год транзитных доходов. И, во-вторых, что весомее, - возможность привлечь в Украину миллиарды долгосрочных инвестиций, которых требует освоение новых сухопутных и морских месторождений нефти и газа. Если бы государство утратило контроль над магистральными трубопроводами и подземными хранилищами газа, крупные инвесторы не имели бы гарантий прямого доступа к системе сбыта добываемой продукции. А мало кто захочет добывать ресурс, чтобы потом передавать его для транспортировки по большому счету конкурентам.

Пока возможностью Украины предоставить такие гарантии сумели воспользоваться немногие. Пионером в этом деле стала Shell Exploration, которая взяла на себя ответственность за доразведку и освоение новых ресурсов Восточной Украины - ряда сланцевых месторождений газа Юзовской площади, а также дюжины традиционных месторождений природного газа ДнепровскоДонецкой впадины (ДДВ). Оптимисты считают, что к 2020-2025 годам усилия Shell помогут компенсировать газовому балансу Украины дефицит, возникающий от сокращения добычи на Шебелинском газовом месторождении, некогда самом крупном в Европе. Добыча здесь упала с 5,4 млрд. м3 в 2001 году до менее чем 0,4 млрд. м3 в 2012-м. Первоначальные инвестиции Shell составят $200 млн., общая сумма вложений в дальнейшем может быть $10 млрд. и более.

Пока ресурсы ДДВ и всего Восточного нефтегазоносного региона Украины таких инвестиций не знают. Сейчас там расположено около 170 небольших добывающих промыслов, и именно вокруг них за годы независимости страны сформировался новый центр украинской нефте и газопереработки. С 1991 года и до середины 2000-х местные ресурсы уходили большим НПЗ, сейчас же они почти все перерабатываются на месте. Формально это произошло изза глубокой депрессии всех больших украинских нефтеперерабатывающих заводов. В результате целенаправленной политики российских владельцев все они на протяжении постприватизационных 1999-2012 годов так и не были модернизированы. Сегодня, конечно, можно говорить о планах национального капитала поднять отечественные НПЗ, которые полностью утратили конкурентоспособность по сравнению с аналогичными заводами в соседних государствах - Беларуси, РФ, Литве или Румынии. Это можно даже назвать поводом для оптимизма. Однако реальные изменения требуют серьезных вложений. Если модернизация действительно произойдет, это будет серьезный шаг к энергонезависимости. Пока же доля импорта на отечественном рынке нефтепродуктов превысила 60%.

Сохранение операционного и имущественного контроля над ГТС позволило Украине не потерять инвестиционную привлекательность еще одного направления развития ТЭК - освоения морского шельфа. Правда, удалось привлечь всего одного крупного инвестора на шельф - это целевой консорциум корпораций Shell, ExxonMobil, Petrom и «Надра Шельф», который в 2012 году получил права на Скифский участок шельфа. Первый этап его доразведки будет завершен только в 2015 году. Но уже к концу этого года планируется проведение тендера на соседний Форосский участок с оценочными запасами 35-40 млрд. м3. А уже к 2015-2016 годам станут ясны результаты доразведки соседнего с Форосским участком Прикерченского блока, отданного в 2007 году Vanco Prikercenskaya Ltd. и имеющего суммарные прогнозные запасы около 100 млрд. м3. Таким образом, Украина должна приблизиться к доразведке самой богатой части своего шельфа - структурам Палласа и Валу Шацкого, доказанные прогнозные запасы которых 75-157 и 150-170 млрд. м3 соответственно.

Часть последней структуры находится по ту сторону украинскороссийской морской границы. И на низкие темпы освоения этой самой богатой части черноморского шельфа непосредственно влияет умышленное нежелание России делимитировать морскую границу с Украиной и Грузией. Сыграли свою негативную роль также тузлинский кризис 2004 года и российскогрузинская война 2008-го. Многим давно ясно, что Кремль специально отпугивает инвесторов от этого региона. Ввиду такой перспективы до 2017-2020 годов, чрезвычайно важным для дальнейшего развития морской добычи выглядит освоение небольших месторождений.

Первые из них, Одесское и Безымянное с суммарными запасами 22 миллиарда м3, Украина начала осваивать в 2012 году, правда, ценой чрезмерно высоких инвестиций госкомпании «Черноморнефтегаз» (ЧНГ). После указанных месторождений ЧНГ приступит к единственному украинскому нефтяному месторождению «Субботино», запасы которого достигают 100 млн. тонн.

Все перечисленные ресурсы - капля в море для Украины, установленная годовая мощность НПЗ которой превышает 14 млн. т нефти в год, а потребление газа сохраняется на уровне ежегодных приблизительно 46-49 млрд. м3. В то же время, если после дорогих закупок ЧНГ не утонет в долгах и сохранит финансовую независимость, его роль на рынке морской добычи существенно вырастет. Уже в первой половине 2013 года, при общем сокращении добычи газа по Украине на 11%, указанные выше вливания позволили госкомпании нарастить добычу на 35%.

В целом, обо всех подобных достижениях не могло бы быть и речи, если бы Украина в самые сложные периоды своей истории поддалась внешнему давлению и избавилась от контроля над магистральными газопроводами и подземными хранилищами газа. Остается надеяться, что этого не произойдет и впредь.

Иван Петров

20.08.2013 г.


Источник: Комментарии
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2021

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

службы мониторинга серверов

{DOWN}