Украине предстоит взять энергетический реванш

В течение 22 лет независимости Украина ухитрилась не утратить государственный контроль над атомной энергетикой, как это произошло в Армении, и сохранить контроль над национальной ГТС в отличие от Беларуси. Помогла ли такая политика экономическому развитию Армении и Беларуси, вопрос полемический. Что касается Украины, сохранение контроля над АЭС все еще дает возможность перекрестного дотирования более слабых отраслей угледобычи и тепловой энергетики за счет дешевой электроэнергии атомных станций. Сохранение же контроля над ГТС позволяет государству рассчитывать на не менее веские стратегические дивиденды. Это, во-первых, несколько миллиардов долларов в год транзитных доходов. И, во-вторых, что весомее, - возможность привлечь в Украину миллиарды долгосрочных инвестиций, которых требует освоение новых сухопутных и морских месторождений нефти и газа. Если бы государство утратило контроль над магистральными трубопроводами и подземными хранилищами газа, крупные инвесторы не имели бы гарантий прямого доступа к системе сбыта добываемой продукции. А мало кто захочет добывать ресурс, чтобы потом передавать его для транспортировки по большому счету конкурентам.

Пока возможностью Украины предоставить такие гарантии сумели воспользоваться немногие. Пионером в этом деле стала Shell Exploration, которая взяла на себя ответственность за доразведку и освоение новых ресурсов Восточной Украины - ряда сланцевых месторождений газа Юзовской площади, а также дюжины традиционных месторождений природного газа ДнепровскоДонецкой впадины (ДДВ). Оптимисты считают, что к 2020-2025 годам усилия Shell помогут компенсировать газовому балансу Украины дефицит, возникающий от сокращения добычи на Шебелинском газовом месторождении, некогда самом крупном в Европе. Добыча здесь упала с 5,4 млрд. м3 в 2001 году до менее чем 0,4 млрд. м3 в 2012-м. Первоначальные инвестиции Shell составят $200 млн., общая сумма вложений в дальнейшем может быть $10 млрд. и более.

Пока ресурсы ДДВ и всего Восточного нефтегазоносного региона Украины таких инвестиций не знают. Сейчас там расположено около 170 небольших добывающих промыслов, и именно вокруг них за годы независимости страны сформировался новый центр украинской нефте и газопереработки. С 1991 года и до середины 2000-х местные ресурсы уходили большим НПЗ, сейчас же они почти все перерабатываются на месте. Формально это произошло изза глубокой депрессии всех больших украинских нефтеперерабатывающих заводов. В результате целенаправленной политики российских владельцев все они на протяжении постприватизационных 1999-2012 годов так и не были модернизированы. Сегодня, конечно, можно говорить о планах национального капитала поднять отечественные НПЗ, которые полностью утратили конкурентоспособность по сравнению с аналогичными заводами в соседних государствах - Беларуси, РФ, Литве или Румынии. Это можно даже назвать поводом для оптимизма. Однако реальные изменения требуют серьезных вложений. Если модернизация действительно произойдет, это будет серьезный шаг к энергонезависимости. Пока же доля импорта на отечественном рынке нефтепродуктов превысила 60%.

Сохранение операционного и имущественного контроля над ГТС позволило Украине не потерять инвестиционную привлекательность еще одного направления развития ТЭК - освоения морского шельфа. Правда, удалось привлечь всего одного крупного инвестора на шельф - это целевой консорциум корпораций Shell, ExxonMobil, Petrom и «Надра Шельф», который в 2012 году получил права на Скифский участок шельфа. Первый этап его доразведки будет завершен только в 2015 году. Но уже к концу этого года планируется проведение тендера на соседний Форосский участок с оценочными запасами 35-40 млрд. м3. А уже к 2015-2016 годам станут ясны результаты доразведки соседнего с Форосским участком Прикерченского блока, отданного в 2007 году Vanco Prikercenskaya Ltd. и имеющего суммарные прогнозные запасы около 100 млрд. м3. Таким образом, Украина должна приблизиться к доразведке самой богатой части своего шельфа - структурам Палласа и Валу Шацкого, доказанные прогнозные запасы которых 75-157 и 150-170 млрд. м3 соответственно.

Часть последней структуры находится по ту сторону украинскороссийской морской границы. И на низкие темпы освоения этой самой богатой части черноморского шельфа непосредственно влияет умышленное нежелание России делимитировать морскую границу с Украиной и Грузией. Сыграли свою негативную роль также тузлинский кризис 2004 года и российскогрузинская война 2008-го. Многим давно ясно, что Кремль специально отпугивает инвесторов от этого региона. Ввиду такой перспективы до 2017-2020 годов, чрезвычайно важным для дальнейшего развития морской добычи выглядит освоение небольших месторождений.

Первые из них, Одесское и Безымянное с суммарными запасами 22 миллиарда м3, Украина начала осваивать в 2012 году, правда, ценой чрезмерно высоких инвестиций госкомпании «Черноморнефтегаз» (ЧНГ). После указанных месторождений ЧНГ приступит к единственному украинскому нефтяному месторождению «Субботино», запасы которого достигают 100 млн. тонн.

Все перечисленные ресурсы - капля в море для Украины, установленная годовая мощность НПЗ которой превышает 14 млн. т нефти в год, а потребление газа сохраняется на уровне ежегодных приблизительно 46-49 млрд. м3. В то же время, если после дорогих закупок ЧНГ не утонет в долгах и сохранит финансовую независимость, его роль на рынке морской добычи существенно вырастет. Уже в первой половине 2013 года, при общем сокращении добычи газа по Украине на 11%, указанные выше вливания позволили госкомпании нарастить добычу на 35%.

В целом, обо всех подобных достижениях не могло бы быть и речи, если бы Украина в самые сложные периоды своей истории поддалась внешнему давлению и избавилась от контроля над магистральными газопроводами и подземными хранилищами газа. Остается надеяться, что этого не произойдет и впредь.

Иван Петров

20.08.2013 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua