Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Экономические известия
28.06.2008 :: 10:48
Уберечь автомобиль

Поскольку только каждый второй угнанный в нашей стране автомобиль возвращают, владельцам лучше позаботиться о качественной охранной системе, которая либо предотвратит угон, либо поможет вернуть авто.

В прошлом году в Украине был угнан 6801 автомобиль, из которых найдены и возвращены лишь около половины. Основная часть угонов приходится на крупные города - только в Киеве каждый день совершается почти два угона. Каждый третий касается престижных иномарок.

Дороже сигнализация - дешевле страховка

Статистика возвратов угнанных авто неутешительна - везет лишь каждому
второму автовладельцу. Да и то, если не считать выкупа, немало машин злоумышленники сами бросают по разным причинам. Как правило, милиции удается задержать угнанный автомобиль по горячим следам, если сообщение поступило быстро, автомобиль имеет особые приметы и милиции доподлинно известно, сколько бензина было в баке на момент угона (так можно значительно сузить зону поиска в течение первых получаса и оперативно расставить свои посты в нужных точках города).

В такой ситуации для автовладельцев не остается ничего иного, как рассчитывать на себя - находить как можно более эффективные системы безопасности, которые смогут отпугнуть угонщиков, либо отключить двигатель автомобиля и идентифицировать его местоположение на большом расстоянии, если угон состоялся. В развитых странах считается нормальным, если в противоугонную систему вложено около 10% от стоимости авто, по украинским меркам неплохо, если этот показатель равен хотя бы 2-5%.

Кстати, почти все отечественные страховщики учитывают качество систем безопасности при определении страховой ставки. Считается просто обязательным, хотя и никаких скидок не предусматривается, наличие стандартных радиосигнализаций (желательно двусторонних) и иммобилайзера. В то же время самые продвинутые системы безопасности, например, включающие круглосуточное спутниковое слежение (GPS) через диспетчерские пункты, зачастую обещают скидки в 30-50%, что, кстати, вполне может окупить первоначальное вложение.

От угона нет приема

Считается, что система безопасности присутствует, если в автомобиле установлено хотя бы две системы защиты - механическая и электронная. Среди механики, если не говорить об уже устаревших всевозможных блокираторах руля и педалей, давно не считающихся преградой для угонщиков, единственной все еще надежной преградой остается мультилок для КПП (от одноименной израильской компании Mul-T-Lock, первого разработчика технологии). Данная система, представленная сегодня десятками разных производителей, как и вся прочая механика, в реальных условиях способна сыграть роль не столько гарантии от угона, сколько первой страшилки для угонщика, не уверенного в скорости своей работы, которая отпугнет его.

А вот что касается остальных (электронных) систем безопасности, в отдельных случаях угонщикам может понадобиться даже меньше времени на полное вскрытие автомобиля. Дело в том, что еще на заре появления в современном авто всевозможных сложных сигнализаций и иммобилайзеров, современный угонщик, помимо отмычек и отвертки, начал активно использовать сложную электронику - грабберы и сканеры.

Даже охранные системы последнего поколения, интегрированные в бортовой компьютер самим заводом - производителем автомобиля, самые сложные иммобилайзеры, пульты дистанционного управления и дистанционные карты идентификации водителя имеют один серьезный недостаток - шаблонность, при которой все датчики и узлы монтируются в штатных местах, давно известных профессионалам-угонщикам. То же самое касается и дилерских СТО, под угрозой лишения гарантии монопольно монтирующих сигнализации несколькими мастерами в одних и тех же местах.

Штатный иммобилайзер всего двух-, трехгодичной давности угонщики отключают, либо найдя сервисный код, либо активируя чистый электронный ключ через алгоритмы широко распространяемых на черном рынке пиратских копий дилерского софта. Более того, любая сдача машины даже на дилерское СТО с брелоком сигнализации - определенный риск. По данным ГАИ, на гарантийных СТО под угон готовится до 1% автомобилей.

На рынке уже появились особые иммобилайзеры, идентифицирующие отпечатки пальцев владельца автомобиля. Куда более широко распространена система TIris (транспондерная система), где в ключ вмонтирована кодированная микросхема; а в замки - ридер. Ручной набор пароля считается наиболее защищенным, поэтому данный режим также все чаще включают в программу бортового компьютера, а для конспирации его ввод теперь можно осуществлять любой штатной кнопкой - в том числе управления стеклоподъемником или поворотниками.

Все это действительно исключает любые поддельные ключи и отмычки, но опять же, бессильно против электроники угонщиков, да еще и на пиратском софте. По сути, все то же самое касается и самых сложных радиосигнализаций, которые, кстати, давно подавляются специальными постановщиками помех. Другими словами, внезапно сработавшая на улице сигнализация при абсолютно спокойном брелоке рядом с вашими ключами - еще не факт, что сработала не ваша.

Ситуация с угонами показывает, что расшифровка алгоритмов для деактивации любой новой системы занимает у профессиональных угонщиков от трех месяцев до года. По крайней мере, так и никак иначе можно объяснить беспрепятственные угоны почти 50 автомобилей Lexus в Киеве только за прошлый год. Если в 2000 г. профессиональный граббер (устройство перехвата управляющих кодов) стоил на черном рынке по стране более $6 тыс., сегодня - около $250. Все производители используют в автосигнализациях единый декодер KeeLoq - при помощи грабберов угонщики давно умеют перехватывать от двух до восьми последовательностей, незаметно для владельца в какой-то момент встраиваясь третьим в связь брелока и машины, затем заменяя его.

Главное - найти

В последние годы на рынке появились системы безопасности, позволяющие удерживать постоянную связь и дистанционное управление автомобилем через мобильную сеть GSM (через цифровые компанды с мобильного телефона), спутниковую GPS, а также комбинировано, используя несколько каналов сразу. Данные системы считаются практически неуязвимыми на сегодняшний день (100% возврата угнанных авто) и потому являются самыми дорогими.

Так, популярная ныне в развитых странах система безопасности SkyPatrol (комбинированная связь через GSM, GPRS, СSD и GPS), которая продается и в Украине, стоит от $1 тыс. до $3 тыс., плюс ежемесячная абонплата, однако для автомобилей премиум-класса даже такой показатель далек от среднеевропейского стандарта в 10% от цены машины.

Одно из основных преимуществ таких систем в том, что многоуровневые каналы связи практически невозможно заглушить - она использует алгоритм защиты от какого бы то ни было глушения сигнала, хотя угонщики вряд ли будут даже догадываться о скрытом спутниковом маячке под водительским сиденьем или глубоко внутри узлов автомобиля. Такая непрерывная связь с автомобилем практически всегда позволяет идентифицировать месторасположение машины на карте, причем не только по городу - в любой точке планеты и на любом расстоянии.

Как рассказывает Борис Коваль, гендиректор компании «Скайлок-Украина» (официально поставляет израильскую систему SkyPatrol), «любому профессионалу давно известно, что все исходные коды на обыкновенные радиосигнализации считаются проданными уже спустя полгода после выхода на рынок». По его словам, основная разница между старыми сигнализациями и системами нового поколения, использующими спутниковые технологии, в том, что таким образом автовладелец может в любой момент увидеть, что происходит с автомобилем и в каком месте с точностью до 5 м он находится. «В случае угона вы можете с помощью диспетчера дистанционно заблокировать работу двигателя и выключить подачу топлива, а милиция в считанные минуты настичь угонщиков»,- поясняет господин Коваль.

Еще одна особенность SkyPatrol - непрерывная связь с диспетчерским центром, который круглосуточно идентифицирует автомобиль, и в случае подозрения о попытке неправомерного завладения им, по телефону оповещает его владельца, а также диспетчерский центр дежурной части ГАИ. «Теоретически автомобиль можно угнать, не заводя его, а просто погрузив на эвакуатор. Однако в наш диспетчерский центр сигнал тревоги поступает сразу же, как только отмечается малейшее перемещение автомобиля, мы видим практически все, что происходит с автомобилем,- отмечает господин Коваль.- Бывают случаи, когда преступники овладевают автомобилем вместе с его владельцем. Для таких случаев внутри салона может быть использована специальная секретная кнопка тревоги, при нажатии которой включается прослушивание салона и клиенту будет оказана вся необходимая помощь». Вместо кнопки можно установить бесконтактный идентификатор личности водителя, то есть, если за рулем посторонний, система автоматически немедленно оповестит об этом диспетчера. Непрерывная связь с диспетчерским центром позволяет избежать многих других опасностей на дороге, например, при авариях и наступлении страховых событий.

Статистика угонов

- По словам начальника отдела организации розыска угнанных транспортных средств департамента ГАИ МВД, полковника Александра Сайко, в прошлом году по стране наблюдалось небольшое снижение количества угонов (всего на 3,9%), но в регионах с наиболее частыми хищениями машин продолжается стремительный рост. Наиболее высокий уровень угонов отмечается в Донецкой (зарегистрировано 900 таких преступлений), Днепропетровской (533), Львовской (564) областях и, конечно, в Киеве (650).

- Помимо самых распространенных и потому самых угоняемых в стране Daewoo Lanos и ВАЗ-21099, в трех городах, где больше всего воруют машины (Киеве, Донецке и Львове), каждый третий угнанный автомобиль - престижных марок: Volkswagen, Mercedes, Audi, BMW и Toyota. Например, по данным столичного ГАИ, в Киеве среди самых популярных для угонщиков моделей наиболее часто попадаются такие, как Lexus LX 470, Honda Accord, Chevrolet Lacetti, Volkswagen Passat, Lexus GX 470 и Audi A6.

- Практически все иномарки, угоняемые в нашей стране, уходят впоследствии в двух направлениях - либо для последующей легализации в Украине, России, Беларуси, Молдове и даже Польше, либо с целью возвращения их владельцам за вознаграждение. Если в 90-е годы на украинском рынке уголовное происхождение было практически у каждой третьей иномарки, то сегодня этот объем оценивается не более чем в 3-5%.

- Около половины регистрируемых ГАИ возвратов - выкупленные самими владельцами автомобили. Так, по словам Александра Сайко, наиболее масштабно выкуп применяется угонщиками во Львовской области, где почти треть всех украденных авто в дальнейшем возвращаются за вознаграждение. В случае же угонов с целью выкупа, средней ставкой вознаграждения угонщиков сегодня считается сумма $3-5 тыс., или около 10% от стоимости иномарки.

- Научно-исследовательский центр безопасности дорожного движения МВД недавно представил статистическое исследование угонов автомобилей за последние 11 лет. Оказалось, что меньше всего машин воруют по воскресеньям. По понедельникам угонов немного больше, во вторник - резкое увеличение, а пик приходится на четверг. Чуть реже это происходит в среду, пятницу и субботу. Несмотря на расхожее мнение о кражах под утро, когда граждане крепко спят, на самом деле в нашей стране это чаще происходит в полночь - уже многие спят, но случайные включения и выключения сигнализаций не вызывают серьезных подозрений. Следующий пик активности приходится на девять часов утра, а также в обеденные часы (в основном, по невнимательности водителей уже в городе), хотя в эти периоды угоны происходят в пять-шесть раз реже, чем в полночь.

- Угон автомобилей - один из главных сегментов мирового криминального бизнеса наряду с торговлей наркотиками и оружием. По данным Интерпола, в мире угоняют автомобили каждые 10-20 сек., или около 3 млн. машин в год. Совокупно мировой рынок продаж похищенных авто ежегодно достигает порядка $15-20 млрд. Европа лидирует по статистике угонов грузовых автомобилей, ежегодно недосчитываясь по утрам около 20 тыс. таких машин порой с очень ценным грузом. А в целом в странах Евросоюза пальма первенства принадлежит Великобритании, где ежегодно угоняется автомобилей всех классов около 500 тыс., а в одном Лондоне - около 70 тыс. машин почти на 1 млрд. фунтов стерлингов ($2 млрд.). За ней следуют Италия (300 тыс.), Германия (140 тыс.) и Польша (50 тыс.).

Россия с ежегодными угонами в 45 тыс. штук занимает почетное четвертое место на континенте. Но больше всего угонов регистрируется в самой автомобильной (на душу населения) стране - в США, где, по данным ФБР, ежегодно угоняется около 1,3 млн. авто на общую сумму $8 млрд. За последние 10 лет число автоугонов в этой стране возросло на 51%. Неудивительно, что в Штатах самое серьезное наказание за автомобильную кражу - 15 лет лишения свободы. Для сравнения, в Украине это от трех до пяти лет, и только в случае применения насилия - 15 лет.

Юрий Лукашин

27.06.2008 г.


Источник: Экономические известия
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}