Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Эксперт-Украина
02.06.2008 :: 10:28
Статус напрокат

Первое, что видит турист, пройдя паспортный контроль в любом европейском аэропорту, - череду ярких неоновых стендов, рекламирующих компании, которые предоставляют авто на прокат. Чтобы отыскать хоть какую-нибудь информацию о прокате машины в главном аэропорту Украины «Борисполе», нужно хорошенько постараться. Только в багажном зале на одной из колонн прикреплен неприглядный информационный плакат европейской компании, сдающей автомобили в аренду.

В нашей стране этот рынок услуг начал развиваться в 1997 году, когда открылись офисы фирм, работающих под брендами международных
компаний - Hertz и Europcar. Но лишь два года назад аренда авто в Украине стала превращаться в полноценный бизнес. Его развитию способствовал общий рост экономики, а также прирост иностранных инвестиций, сопровождающийся увеличением количества представительств международных компаний. В новые офисы иностранные специалисты зачастую приезжают всего на несколько недель и, по приобретенной в западных странах привычке, берут машины в аренду. Другим фактором роста стало повышение качества и разнообразие страховых услуг. Многие страховщики ввели в страховой договор пункт «подменный автомобиль», который берется на прокат на то время, пока машина клиента находится в ремонте. По такой же схеме работают и лизинговые фирмы.

Однако рынок остается мелким. По прогнозам компании PROConsulting, в 2008-м объем украинского рынка автопроката достигнет 20 млн. долларов. А к концу года парк автомобилей, сдаваемых в аренду, увеличится всего до 2,2 тыс. штук. К примеру, в Германии нормой считается, когда парк компании, специализирующейся на прокате машин, насчитывает 16 тыс. авто. Так что у отечественных автопрокатных фирм есть огромный потенциал для развития.

Полезное свидание

В числе пионеров автопрокатного бизнеса в Украине был Джеффри Бертон. Увидев, что таким прибыльным делом у нас всерьез никто не занимается, он решил сдавать в краткосрочную аренду приобретенные в лизинг бюджетные модели и зарабатывать на разнице. Чтобы снизить затраты на создание собственного бренда, он приобрел франшизу американской компании Hertz - одного из мировых лидеров в этой отрасли. Получить франшизу не составило труда - американцы тоже хотели выйти на наш рынок. Однако добиться больших успехов Бертону не удалось, поскольку спроса на эту услугу почти не было. Активно прокатный бизнес стал развиваться только спустя шесть лет. В 2004-м компания ООО «Первая прокатная компания» (Hertz) приобрела в собственность первые двадцать автомобилей. Сейчас ее автопарк состоит из 170 машин.

Почти одновременно с Hertz на отечественном рынке появилась еще одна крупная международная сеть - Europcar, работающая в 140 странах мира и насчитывающая 2,7 тыс. станций. Сейчас в Украине присутствуют все основные игроки мирового масштаба: Hertz, Europcar, Sixt, Avis, Budget. Все они прибегают к схеме франчайзинговых представительств, что является распространенной практикой среди прокатных компаний - таким образом при минимальных затратах им удается создать широкую сеть по всему миру. Это обеспечивает единую глобальную клиентскую базу и стабильные заказы. Так, у Hertz всего восемь собственных представительств в Европе, остальные - франчайзинговые.

Основные инвестиции приходятся на формирование и содержание автопарка. К этому нужно добавить восемь процентов на страхование каждого транспортного средства и три процента - выплаты в Пенсионный фонд. Остальные затраты - аренда офиса, содержание штата сотрудников - зависят от размера фирмы. К примеру, на создание прокатной компании с парком из ста авто понадобится три миллиона долларов. Вернуть вложения можно даже в течение первого года работы. Средняя рентабельность этого бизнеса составляет не менее 25%.

По мере накопления оборотных средств украинские прокатные компании пополняют автомобильный парк приобретенными в кредит (в среднем сроком на дватри года) машинами. В автопарке Europcar до 90% авто куплены в кредит. Больше прибыли приносят маленькие автомобили, арендуемые на один-два дня. Так, модель В-класса ежемесячно может приносить до двух тысяч долларов. Поэтому прокатные фирмы, особенно начинающие, весь автопарк формируют из рабочих лошадок - авто эконом-класса. Самые распространенные марки на нашем рынке - Renault Clio и Skoda Fabiа. Компания Hertz в свое время делала ставку на модели концерна Ford - Fiesta, Focus и Mondeо. Именно благодаря первым фордовским народным автомобилям и возник такой бизнес, как автопрокат. В начале прошлого века этот автогигант выпустил недорогую модель - Ford Т. А уже в 1916-м некий Джо Сондерс предоставил такой автомобильчик в аренду одному преуспевающему бизнесмену из штата Небраска, который спешил на свидание к девушке. Через несколько лет американская компания Hertz поставила оказание таких услуг на поток.

Брачное ложе на колесах

Международным автопрокатным брендам принадлежит 75% национального рынка. Местные компании в основном работают в супердешевом ценовом сегменте или в престиж-классе. Мелкие игроки покупают до десятка недорогих автомобилей, не брезгуя отечественными марками и подержанными экземплярами, приобретают машины в рассрочку у частных лиц. Сведя к минимуму все расходы (зачастую на фирме работают всего два человека - директор и его помощник), мелкий автопрокатчик сдает машины по ценам ниже средних. Как рассказал руководитель проекта InterAvtoRent Сергей Кабаев, его компания, где можно арендовать автомобиль от 50 долларов в сутки, не демпингует: «Я не сдаю авто ниже себестоимости. Просто у меня издержки меньше, чем у других фирм. А при рентабельности более ста процентов, можно себе позволить сбивать цены. Это мое главное преимущество». Однако такой бизнес недолговечен, поскольку его владельцы нацелены на получение быстрой прибыли, а не на развитие предприятия. По признанию Кабаева, через пару лет он намерен продать свою компанию одному международному прокатному холдингу.

Другой сегмент автопроката, который занимает незначительноеместо на рынке, - аренда лимузинов. Из-за узкой специализации создавать громоздкий автопарк нет необходимости, поэтому средняя фирма владеет не более чем пятью машинами. В собственности одного из лидеров рынка в этом сегменте - компании Vip+ - находится десять лимузинов. Самые популярные модели - Lincoln, Cadillac, Hummer. Цены на новые лимузины колеблются от 65 тыс. до 80 тыс. долларов. Украинские прокатные компании, как правило, предпочитают подержанные авто. Именно с покупкой автомобилей премиум-класса у прокатчиков возникают наибольшие трудности. «Из-за того, что в нашей стране нет официальных дилеров лимузинов, все машины приходится приобретать за рубежом, в основном в США и Германии. Их доставка в Украину обычно осуществляется по серым, а то и черным схемам. Треть лимузинов на рынке ввезена в страну нелегально», - заявил «Эксперту» директор компании «Стиль и сервис» Сергей Жорняк.

Львиная доля заказов на авто премиум-класса приходится на обслуживание свадеб, поэтому фирмы предпочитают работать при ЗАГСах. Стоимость услуги зависит от марки автомобиля, его состояния, комплектации, интерьера. В среднем один час аренды обходится от 400 до 700 гривен.

Чем уже специализация, тем выше конкуренция. Чтобы привлечь клиентов, некоторые компании предлагают специальные тематические прогулки на лимузине. Так, Vip+ с февраля этого года предоставляет молодоженам необычную услугу - встречу рассвета на берегу моря. После вечеринки в столице клиентов забирает лимузин, в котором установлена большая брачная кровать, телевизор, запасены шампанское и другие угощения. Авто доставляет новобрачных в Одессу, где они и встречают у моря восход солнца. Обходится такая нетрадиционная брачная ночь в тысячу долларов.

Купил - сдал - продал

Прокатный бизнес сильно подвержен сезонным колебаниям. Зимой едва загружена половина автопарка. Если машины куплены в кредит, то в зимний период компания может терпеть убытки, поскольку ежемесячные платежи по ссудам (в среднем 700 долларов на один автомобиль) выше доходов от предоставления услуг. В то же время прокатчики, грамотно распределяющие свою сеть по регионам, сглаживают амплитуду колебаний. К примеру, в разгар летнего туристического сезона наибольший спрос наблюдается в южных областях страны, поэтому автомобили перегоняют в Одессу и Крым. Осенью и зимой, в период высокой деловой активности, приоритеты смещаются на восток - в Донецк, Харьков, Днепропетровск.

В европейских странах эту проблему решают просто: там автопрокатные предприятия берут автомобиль у дилера в аренду (в среднем на полгода) и в мертвый сезон просто возвращают его. Плата за аренду составляет всего полтора процента от стоимости авто в месяц. «Наш коллега из Словакии за автомобиль Volkswagen Bora ежемесячно отдает две сотни евро, - рассказывает генеральный менеджер компании Europcar в Украине Андрей Новиков. - У нас такой схемы сотрудничества нет.» Европейские дилеры идут на это, поскольку в Европе автомобильный рынок насыщен (растет всего на один-два процента в год). В Украине, где продажи новых автомобилей ежегодно увеличиваются на 50-70%, а на многие модели покупатели записываются в длинные очереди, говорить о такой модели сотрудничества между прокатчиками и автосалонами рано.

Эта особенность национального рынка напрямую влияет на формирование цен на услуги. У нас прокат автомобиля стоит дороже, чем, скажем, в Германии. Чтобы в Киеве на сутки арендовать автомобиль Nissan Almera, нужно заплатить 108 евро, тогда как в Берлине прокат такого же авто обойдется на 30% дешевле. В Украине выше и другие издержки. Так, бо/льших расходов от прокатных компаний требует обслуживание машин (выплата высоких процентов по страховке или лизингу), а также содержание резервных автомобилей.

Наши прокатные фирмы часто вынуждены заниматься техническим обслуживанием своих транспортных средств. При этом из-за плохого качества дорог и низкой культуры вождения клиентов отечественные прокатные авто чаще нуждаются в ремонте, чем за рубежом. Самые большие неудобства, связанные с ремонтом, испытывают компании, занимающиеся прокатом лимузинов. Под габариты этих моделей не рассчитана ни одна украинская станция техобслуживания, поэтому их чинят на автобусных СТО. Но справиться со сложной электроникой могут далеко не все мастера, и прокатчикам приходится нанимать редких умельцев, чьи услуги стоят очень дорого.

Компания Hertz построила СТО в Киеве и Донецке. На этих станциях предусмотрены слесарный, малярный и рихтовочный цеха, а также автомойка (по четыре поста на каждом предприятии). Наличие собственной СТО позволяет не только экономить на обслуживании машин и запасных частях (скидка для оптовой закупки может составлять до 40%), но и зарабатывать на обслуживании чужих авто.

Криминальные риски

Серьезной проблемой для прокатных предприятий в Украине является угон автомобилей. Зачастую получить страховое возмещение невозможно, ведь стандартное условие страховщиков для выплаты компенсации - предоставление ключей от машины и техпаспорта. Однако угонщиком чаще всего становится клиент, у которого остаются документы на автомобиль. «У нас совсем недавно, в конце апреля, угнали дорогой автомобиль Lexus LX470, - говорит Андрей Новиков. - Такая машина стоит восемьдесят пять тысяч долларов. Не помогла даже дорогая система безопасности. Это уже второй случай в нашей практике.»

Рейтинг самых популярных в Украине арендуемых автомобилей

В группу риска попадают только дорогие модели, стоимостью свыше 60 тыс. долларов. «После первого угона четыре года назад мы поняли, что милиция не торопится искать вора, - рассказала ”Эксперту» генеральный директор компании ООО «Первая прокатная компания» (Hertz) Алла Шенье. - После второго угона мы стали ставить на авто системы спутникового слежения, а после третьего - компания создала собственную систему безопасности.» Подобные подразделения в прокатных фирмах занимаются проверкой личности потенциального клиентапо базе данных милиции, собирают информацию о наличии задолженности по банковским кредитам и прочих компрометирующих фактах биографии. Кроме того, менеджеров по продажам специально обучают давать психологическую оценку поведению клиентов, а также идентифицировать поддельные документы. У вызвавшего сомнения человека менеджеры могут попросить контактные телефоны родственников.

Но все равно риск угона в прокатном бизнесе остается всегда. Полностью оградить компанию от таких издержек невозможно. У автопрокатчиков в европейских странах нормой считается пять угнанных машин в год при общем парке 16 тыс. автомобилей.

Найти своего клиента

В Украине авто на прокат в основном берут для служебных целей. Тогда как во многих зарубежных странах статистика иная: более 50% машин арендуют туристы. Изучая потребности клиента, автопрокатчики отдают предпочтение буклетам и постерам, которые размещают в аэропортах, гостиницах, турагентствах и ресторанах, порой они оплачивают рекламу на ТВ и билбордах. Так, Первая прокатная компания (Hertz) наладила у нас сотрудничество с более чем тремя десятками отелей по всей стране. С гостиницами автопрокатчики работают на условиях комиссионных - на счет отеля с каждого заказа в среднем перечисляется десять процентов.

Среди главных преимуществ предприятий, работающих под международными брендами, - стабильные и надежные заказы из-за рубежа, поступающие благодаря широкой сети по всему миру. Многие прокатные компании в Украине только за счет этого и зарабатывают. Около 30% всех заказов приходится на международные корпорации, которые заранее арендуют авто для командируемых в нашу страну сотрудников. Сотрудничать с иностранными заказчиками удобнее и с точки зрения высоких гарантий сохранности автомобиля.

Еще столько же заказов приходится на украинских корпоративных клиентов. Зачастую к аренде машин прибегают только открывшиеся компании, которые еще не могут взять автомобиль в лизинг, а тем более его купить, но при этом должны обеспечить транспортом сотрудников, деятельность которых связана с частыми разъездами (торговых и медицинских представителейфармацевтических компаний, доставщиков на дом различных товаров, пр.).

По прогнозам экспертов, в течение ближайших двенадцати месяцев объем украинского автопрокатного рынка удвоится. Основная пятерка игроков будет не только расширять автопарк, но и повышать качество обслуживания, причем не только за счет автоматизации (а, значит, ускорения) процедуры сдачи/приема авто, но и путем расширения сети региональных представительств. Это позволит многим бизнесменам, которые ведут дела в различных областях страны, отказаться от распространенной ныне практики ездить в командировки на собственном транспорте. Есть куда расти

Александр Радин, директор «ВіДі АвтоМаркет» (ViDi Group):

- Украинский автопрокатный бизнес пока ориентирован на бизнесменов и клиентов, которые предпочитают арендовать машины представительского класса. Хотя в последнее время расширяется и сегмент моделей среднего класса. Бизнес прокатных компаний в основном сосредоточен в столице - в совокупной емкости отечественного рынка аренды авто на Киев приходится около семидесяти процентов. Однако со временем этот сегмент может децентрализоваться, то есть его объемы будут прирастать за счет регионов.

В ближайшие несколько лет темпы развития автопрокатного рынка составят семьдесят-семьдесят пять процентов ежегодно. Каждые шесть месяцев в Киеве открываются три-четыре новые компании, предоставляющие услуги по аренде автомобилей. Важным фактором, стимулирующим развитие этого рынка, является проведение в Украине чемпионата Европы по футболу в 2012 году, что повлечет прирост инвестиций и в автопрокатный бизнес (благодаря выходу на рынок новых операторов, в том числе в регионах). Кроме того, сейчас почти полностью остается невостребованной аренда машин туристами - в целом в нашей стране на их долю приходится не более пяти процентов дохода компаний. Тогда как в мире этот сегмент приносит автопрокатным фирмам более половины дохода. Потенциал для роста рынка есть, и он огромный.

Светлана Плаксина

02 июня 2008 г.


Источник: Эксперт-Украина
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}