Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Транспорт России
13.06.2008 :: 11:03
Риски против преференций

Состоялось заседание Совета Федерального агентства морского и речного транспорта Минтранса РФ

На заседании были подведены промежуточные итоги реализации комплекса мер, направленных на развитие морских портов и портовых особых экономических зон. Напомним, что данная программа развития была рассмотрена и одобрена Правительством РФ в сентябре прошлого года.

Программа включает в себя ряд положений нормативно-правового и организационного характера, в частности: подготовку проектов правительственных постановлений по установлению границ морских портов, предложений о внесении
изменений в отдельные законодательные акты в связи с реализацией ФЗ «О морских портах» (всего для этого необходимо принять и утвердить порядка 40 подзаконных и ведомственных актов), разработку проектов планировки территории морских портов, совершенствование системы государственного регулирования цен на услуги портовой инфраструктуры, развитие контейнерных перевозок грузов.

Во вступительном слове министр транспорта Игорь Левитин оценил развитие инфра-структуры морских портов в целом как положительное - и по динамике, и по качеству обслуживания. Однако есть целый ряд вопросов, которые требуют обсуждения - экономика страны развивается быстрыми темпами и те объемы грузов, которые сегодня обрабатываются в портах России, уже недостаточны. Много грузов уходит на порты сопредельных государств. С одной стороны, это стимул к здоровой конкуренции для товаро-производителей и судоходных компаний, но в то же время стратегические задачи развития портового комплекса страны предусматривают, что к 2015 году до 85% обработки грузов будет производиться в портах РФ. Решение поставленных задач потребует особого внимания к внутренней организации работы в порту, подчеркнул министр. Повышение конкурентоспособности отечественных портов делает актуальной необходимость учета качественных показателей, таких как количество работников в порту на единицу груза. "Нужно сравнивать этот показатель с зарубежными конкурентами. У нас очень большой штат. Необходимо довести штатную численность всех государственных структур, работающих в портах, до минимума, оснастив их необходимыми техническими средствами. И здесь мы ждем предложений от бизнеса. Пока все очень забюрократизировано, мы сами выталкиваем наш бизнес за границу", - отметил Игорь Левитин.

Кроме того, особую озабоченность Минтранса вызывает медленное урегулирование имущественных и земельных вопросов в морских портах, что уже послужило причиной отказа реальным претендентам на статус портовых особых экономических зон.

Всего по состоянию на сегодняшний день необходимо установить границы акваторий и территорий 67 портов. В настоящее время правительством установлены границы морских портов Высоцк, Пассажирский порт Санкт-Петербург, Варандей и Пригородное. Проекты распоряжений правительства об утверждении границ еще 14 портов: Усть-Луга, Калининград, Новороссийск, Анапа, Геленджик, Туапсе, Ейск, Астрахань, Восточный, Владивосток, Посьет, Зарубино, Ольга, Тамань - могут быть представлены Росморречфлотом в Минтранс до конца июля.

Администрации остальных морских портов проводят работы с собственниками земельных участков в части межевания и выделения включаемых в границы морских портов земельных участков. До конца года планируется завершить работы по определению границ всех оставшихся морских портов, кроме Арктического региона.

Отдельные проблемы связаны с присоединением государственных администраций рыбных портов к морским. Во всех 16 морских портах, которые имеют совместную акваторию с рыбными портами, завершено формирование перечня имущества рыбных портов, подлежащего передаче в администрацию морского торгового порта. Однако на практике возникают сложности с включением в границы портов земельных участков в рыбколхозах и портопунктах - нередко предприятия находятся в стадии банкротства и не в состоянии завершить полный кадастр земли и объектов своими средствами. Кроме того, требует времени и юридическое урегулирование трудовых отношений с работниками рыбных портов, которые не должны быть ущемлены в своих правах.

Регистрация прав собственности на земельные участки осложняется необходимостью проведения землеустроительных работ. Стоимость таких работ в морских портах составляет от 20 тыс. руб. до 100 тыс. руб. за 1 гектар в зависимости от месторасположения участка. В 2008 году оформлено право собственности РФ и право аренды ФГУП «Росморпорт» под 146 объектами недвижимости, планируется оформление прав на земельные участки под 720 объектами недвижимого имущества, переданными в хозяйственное ведение ФГУП «Росморпорт». В 2008 - 2009 годах оформление прав на земельные участки запланировано завершить под 800 объектами недвижимого имущества, переданными в хозяйственное ведение ФГУП «Росморпорт», из них около 400 объектов - это причалы.

Как отметил заместитель руководителя Росморречфлота Игорь Руссу, с урегулированием земельных и имущественных отношений напрямую связана эффективность работы управляющих компаний по развитию транспортных узлов в морских портах. К примеру, неопределенность этих вопросов помешала принять положительное решение о создании свободной экономической зоны портового типа в рамках Мурманского транспортного узла. В целом же, по его мнению, в отношении управляющих компаний в морских портах государством должен осуществляться гибкий подход в зависимости от количества и качества осуществляемых инвестпроектов. Этого можно достичь за счет сохранения контроля в управляющих компаниях за государством. Особенно целесообразным такой контроль будет для проектов, которые требуют федеральной поддержки.

Существует ряд проблем, решение которых возможно только на законодательном уровне и в отношении заключения концессионных соглашений. В соответствии с законом «О концессионных соглашениях» объект концессионного соглашения, подлежащий реконструкции, на момент заключения концессионного соглашения должен находиться в собственности концедента и быть свободным от прав третьих лиц. Таким образом, перед объявлением конкурса на заключение концессионного соглашения объект должен быть выведен из хозяйственного ведения или оперативного управления государственного или муниципального предприятия, на балансе которого он находится. Возникает ситуация, при которой в период с даты принятия решения о проведении конкурса на право заключения концессионного соглашения до даты заключения соглашения отсутствуют лица, которые отвечают за содержание объекта. Ведомством предлагается на законодательном уровне рассмотреть возможность определения ответственным за содержание объекта в вышеуказанный период лицо, во владении и пользовании которого он находился до объявления конкурса.

Напомним, что в настоящее время Росморречфлотом объявлены три инвестиционных конкурса на проектирование и строительство объектов, необходимых для подготовки к Олимпиаде-2014 в г. Сочи, по итогам которых с победителями будут заключены инвестиционные соглашения. Подведение итогов конкурса планируется 24 июля 2008 года.

В перечне комплекса мер, необходимых для развития инфраструктуры морских портов и портовых особых экономических зон в нашей стране, одно из центральных мест занимает программа развития контейнерных и контрейлерных перевозок. Она включает создание логистических центров и соответствующей инфраструктуры водного, железнодорожного, авиационного и автомобильного транспорта.

Анализ грузопотоков в направлении морских портов за последние годы показывает, что развитие мощностей контейнерных терминалов в отечественных портах на Черном и Балтийском морях, через которые проходит более 80% контейнеризированных внешнеторговых грузов, не успевает за ростом объемов контейнерных перевозок. В портах стран Балтии и Украины перерабатываются 362 тыс. TEU наших контейнеров с импортными грузами.

Подпрограммой «Морской транспорт» ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)» запланировано увеличение общей пропускной способности российских контейнерных терминалов до 12,5 млн TEU в год. В подпрограмму заложено строительство новых контейнерных терминалов в Усть-Луге, Балтийске, в новом российском порту на Черном море, а также развитие существующих контейнерных терминалов в портах Санкт-Петербург и Владивосток. С учетом развития контейнерных терминалов в портах Новороссийск, Мурманск и Восточный, предусмотренного в подпрограмме «Развитие экспорта транспортных услуг», российские порты к 2015 году будут иметь контейнерные мощности, достаточные для перевалки всех контейнеров с российскими внешнеторговыми грузами с резервом порядка 30%.

Основным итогом состоявшегося заседания стал деловой предметный мониторинг законодательного и организационного обеспечения дальнейшего развития морских портов страны, поиск баланса между рисками государственного регулирования и теми преференциями, которые способен предоставить закон для отечественного бизнес-сообщества. Как показывает практика, главной преференцией в здоровой экономике является развитая инфраструктура.

Оксана Перепелица

10 июня 2008 г.


Источник: Транспорт России
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}