Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
КоммерсантЪ-Власть
09.06.2008 :: 10:08
Работники ножа и шантажа

25 мая сомалийские пираты захватили судно с российскими моряками на борту. Представители ВМФ России выразили готовность отправить в Сомали военные корабли, чтобы силой освободить членов команды. И хотя такой шаг пока кажется маловероятным, силовые методы борьбы с пиратством привлекают все больше сторонников во всем мире.

$700 тыс. против $1,1 млн.

Судно Amiya Scan голландской компании Reider Shipping, следовавшее под флагом островного государства Антигуа и Барбуда, было захвачено пиратами у берегов Сомали. Во время нападения корабль Amiya Scan направлялся из кенийского
порта Момбаса в Румынию, проходя через Аденский залив. На судне находились девять человек: четыре русских офицера и пятеро матросов с Филиппин. После того как пираты захватили управление судном, они вошли в территориальные воды Сомали. По их словам, судно вело нелегальный отлов рыбы в сомалийских водах, а правительство этому не препятствовало. Представитель Reider Shipping Ларс Валдер опроверг эти данные, заявив, что судно находилось за пределами территориальных вод Сомали. «К тому же это грузовое судно, а не рыболовное,- добавил он.- На его борту находятся детали буровой установки».

Захватившие судно пираты потребовали выкуп за освобождение команды, пригрозив убить ее в случае попытки военного вмешательства. Человек по имени Абдуллахи, доставлявший пиратам продукты питания, рассказал журналистам, что здоровье членов команды в порядке, и раскрыл сумму выкупа: «Пираты требуют $1,1 млн., а владельцы судна хотят заплатить только $700 тыс.». Ларс Валдер не стал комментировать эти слова, но обратился к сомалийским властям с просьбой воздержаться от применения силы, чтобы не ставить под угрозу жизнь моряков.

Тем не менее, если решение о военном вмешательстве все-таки будет принято, к берегам Сомали могут отправиться и корабли ВМФ России. В прошлый понедельник Совет Безопасности ООН принял резолюцию, разрешающую государствам использовать «все необходимые средства» для освобождения заложников и преследования пиратов в сомалийских территориальных водах, но только при заключении соответствующего договора с правительством этого государства. Проект этого документа подготовили США, Франция и Великобритания. На его рассмотрение потребовалась всего неделя, потому что сомалийские власти сами призвали другие государства на помощь в борьбе с пиратами. Эта страна уже 17 лет находится в состоянии войны, и ее переходное правительство не может самостоятельно справиться с резким ростом пиратства у своих берегов.

Прибыльный пиратский бизнес

С начала этого года сомалийские пираты атаковали уже 26 кораблей, то есть почти столько же, сколько за весь предыдущий год, когда нападению с их стороны подверглось 31 судно. Большинство пиратов - бывшие рыбаки, которые начали атаковать чужие рыболовные суда из-за того, что нелегальный отлов рыбы угрожал их бизнесу. «Незаконный рыбный промысел отнимает у Сомали около $6 млн. ежегодно, и в нем участвуют около 800 кораблей со всего мира»,- считает глава Кенийской ассоциации мореплавателей Эндрю Муангура. Многие специалисты признают, что пиратство стало чуть ли не единственным способом заработать на жизнь в одной из самых бедных стран Африки. Однако в последние годы захват кораблей, проходящих по загруженному маршруту через узкий Аденский залив, стал настоящим бизнесом, в который вовлечены не только рыбаки.

«Все атаки у берегов Сомали нацелены на то, чтобы захватить заложников и потребовать за них выкуп,- говорит Потенгаль Мукундан из Международного морского бюро (ММБ).- Для этого пираты могут атаковать судно в сотнях миль от берега, а потом направить его в сомалийские воды и держать там, пока владельцы не заплатят требуемую сумму за освобождение корабля и команды». Как правило, после совершения сделки пираты возвращают груз нетронутым, однако выкуп может достигать значительных размеров.

По оценкам экспертов, сомалийцы зарабатывают миллионы долларов каждый год за счет пиратства. «Бизнесмены и бывшие военные тоже решили участвовать в этом бизнесе, когда увидели, насколько прибыльным он может быть. Пираты и те, кто их поддерживает, делят выручку пополам»,- рассказывает корреспондент компании BBC в Сомали Мохаммед Олад Хасан. То, что у пиратов есть спонсоры, подтверждает и Эндрю Муангура: «Эти люди сообщают пиратам маршруты движения кораблей и помогают покупать оружие. Именно они ведут переговоры с владельцами судов».

Финансирование со стороны спонсоров (которые компенсируют свои затраты, забирая часть полученного за заложников выкупа) позволяет сомалийским пиратам использовать любые виды оружия - от ножей и пистолетов до станковых пулеметов и ручных гранатометов. В их распоряжении есть и радиооборудование, с помощью которого они могут прослушивать переговоры кораблей и предсказывать пути их движения. «Иногда банды транслируют сигналы бедствия или посылают сообщения о том, что сели на мель. Это привлекает к ним корабль, который они потом атакуют с помощью автоматов Калашникова или гранатометов»,- объясняет Цирус Моди, аналитик из ММБ.

Зачастую пираты действуют с больших рыболовных кораблей с катерами на борту, и это позволяет им атаковать суда в нескольких сотнях километров от берега. В связи с этим Международная морская организация (входящая в состав ООН) не рекомендует судам подходить к берегам Сомали на расстояние менее 200 морских миль (около 370 км). Однако многие страны ведут себя еще осторожнее и высылают в сопровождение своих кораблей военные суда. И зачастую такие меры оказываются вполне уместными.

«Жесткие действия - вот что нужно»

У берегов Сомали ведут постоянное патрулирование несколько американских, французских и немецких кораблей. Они входят в состав коалиционных войск CTF-150 под командованием США. Эти войска были сформированы с началом войны в Ираке в 2003 году для проверки вызывающих подозрение кораблей в регионе. Им нередко приходится помогать судам, атакованным пиратами.

Например, в октябре прошлого года сомалийские пираты захватили японское судно Golden Nori, перевозившее бензол из Сингапура в Израиль. Находившийся неподалеку американский эсминец USS Porter получил сигнал бедствия и начал преследование. Ему удалось уничтожить пиратские лодки, которые были привязаны канатами к судну и шли позади. Однако загнать пиратов в порт удалось только после того, как правительство Сомали разрешило двум американским и одному немецкому эсминцам продолжить преследование в территориальных водах. В результате пираты покинули корабль, оставив в живых всю команду.

Впрочем, штурм захваченного корабля всегда связан с риском для жизни заложников. Обычно сомалийские пираты содержат пленных в хороших условиях, чтобы получить за них как можно больший выкуп. Но они не стесняются угрожать расправой, если кто-то попытается освободить заложников силой. Когда в начале апреля этого года у берегов Сомали была захвачена французская яхта Le Ponant, правительство Франции предпочло сначала заплатить выкуп в размере $2 млн., а затем провести военную операцию с участием вертолетов. В результате удалось вернуть десятую часть выкупа и поймать шестерых пиратов. Они предстали перед французским судом по обвинению в краже, взятии заложников и похищении судна.

Сомалийское правительство уже не раз призывало другие государства отказаться от денежных выплат пиратам, которых от этого становится только больше. 22 апреля нынешнего года силы безопасности автономного региона Пунтленд в составе Сомали продемонстрировали другой подход к решению проблемы пиратства. Они штурмом атаковали судно Al Khaleej, которое было захвачено пиратами днем раньше вместе с командой из 16 пакистанцев. В столкновении один из пиратов погиб, еще семеро были арестованы. И уже через неделю они предстали перед судом, который приговорил их к пожизненному заключению.

В пользу силовых методов борьбы с пиратами высказываются и некоторые бывшие заложники. К примеру, Колин Дарч капитан российского судна «Свицер Корсаков» (за освобождение которого в феврале было заплачено $700 тыс.) рассказал в интервью BBC о том, что его команду можно было освободить и без выкупа. По его словам, на 12-й день после захвата он отправил сообщение на находившийся рядом американский эсминец, предупредив о том, что после выключения света на борту можно будет начинать штурм. «Мы спрятались в кормовом отсеке между водонепроницаемыми дверями и ждали, но атаки не последовало»,- говорит он. Позже выяснилось, что американские военные не хотели штурмовать корабль, потому что были уверены, что жизни моряков и так ничто не угрожало. Однако Дарч уверен, что применение силы необходимо: «Жесткие действия - вот что нужно. Это единственный способ решить проблему».

Один в море не воин

Несмотря на то что корабли ВМФ России готовы последовать в сомалийские воды, пока это остается маловероятным. По словам начальника пресс-службы ВМФ Игоря Дыгало, существует объективная опасность того, что пираты осуществят свои угрозы и убьют заложников при вмешательстве в конфликт российского военного судна. «Силовое решение проблемы со стороны ВМФ России и со стороны других стран является крайней мерой. Оно возможно только при двух условиях: если будут исчерпаны все другие возможности разрешения конфликта и если уверенность в успехе операции будет стопроцентной. Сейчас все внимание сконцентрировано на переговорах, и торопить события нельзя»,- заявил он «Власти».

Другое дело, что проблему пиратства у берегов Сомали не решить одиночными рейдами. Находящийся здесь контингент CTF-150 не в силах самостоятельно фиксировать все нападения на торговые суда, не говоря уже о том, чтобы бороться с каждым из них.

Судя по всему, наведение порядка в сомалийских водах возможно только по примеру Малайзии, Индонезии и Сингапура. Эти три страны в 2004 году резко усилили патрулирование Малаккского пролива, который тогда считался одним из наиболее опасных регионов с точки зрения пиратства. По данным Международной морской организации, в 2004 году там произошло 38 нападений на суда. Уже через год количество таких случаев снизилось до 12. Как раз в это же время у берегов Сомали число пиратских нападений резко увеличилось - с 2 сразу до 35 (см. таблицу). «Только сотрудничество всех игроков в регионе может заставить пиратов бояться нападать на суда, причем акцент стоит сделать не на работу «по факту», а на профилактические действия»,- заявил Игорь Дыгало. Российский флот, по его словам, на данном этапе не будет участвовать в этом, и на восстановление военного присутствия в подобных проблемных регионах потребуется несколько лет. Пока же морякам, вынужденным проходить через акваторию Аденского залива, приходится рассчитывать только на себя.

pyrates.gif

Егор Низамов

09.06.2008 г.


Источник: КоммерсантЪ-Власть
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}