06.10.2008 :: 10:00
Путь к интеграции
В КНДР положено начало евроазиатскому транспортному коридору длиной более 10 тыс. км. Министр железных дорог КНДР Чон Гиль Су (справа) подчеркнул, что проект стартует в канун 60-летия установления дипломатических отношений между РФ и Северной Кореей
В минувшую субботу на северокорейской пограничной станции Туманган состоялась торжественная укладка первого звена рельсошпальной решетки участка Туманган - Раджин.
Всего предстоит разобрать, а затем уложить 54 км новых путей совмещенной колеи, рассчитанной как на северокорейский (ширина 1435 мм), так и на российский стандарт (1520 мм). Четырехрельсовую нитку уложат для того, чтобы сократить время прохождения контейнерных поездов через российско-северокорейскую границу при смене колесных пар.
Кроме того, будут реконструированы десять железнодорожных станций, три тоннеля, более 40 мостов и других искусственных сооружений. В результате пропускная способность участка Туманган - Раджин вырастет до 12 пар поездов в сутки, провозная - до 4 млн. тонн.
На начальном этапе благодаря запуску проекта ОАО «РЖД» ставит задачу привлекать из стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), в первую очередь Южной Кореи, через северокорейский маршрут на Транссиб ежегодно 100 тыс. TEU (контейнеров в 20-футовом эквиваленте).
Как рассказал президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, уже в 2011 году по станции Хасан возможно принимать 35 тыс. контейнеров, в 2012-м - 70 тыс., а в 2013 году выйти на 100 тыс.
«Это очень солидная прибавка, и, что важно, перевозимые грузы будут не только экспортно-импортного назначения, но и транзитного. С этой точки зрения реализация данного проекта соответствует стратегии транспортного развития России», - заявил Владимир Якунин.
Сейчас перевозки экспортно-импортных и транзитных грузов по железнодорожному коридору Туманган - Хасан (Россия) несопоставимо малы в сравнении с объемами 1980-х. Максимальный грузооборот между пограничными станциями был отмечен в 1988 году - 4,8 млн. тонн. В 2007-м он составил всего 68 тыс. тонн.
Как уточнил Владимир Якунин, привлечение контейнерных грузов на Раджин не скажется негативно на деятельности портов Приморья.
«Речь идет о новом, дополнительном грузопотоке. Возможности по перевалке грузов в наших портах недостаточны для реализации всех планов, которые есть у нас», - сказал президент ОАО «РЖД».
По словам заместителя министра иностранных дел РФ Алексея Бородавкина, в ближайшее десятилетие товарооборот между Россией и Южной Кореей будет оцениваться в $30 - 40 млрд. ежегодно.
«Для обслуживания такого товарообмена нужна новая портовая и железнодорожная инфраструктура. С политической точки зрения реализация этого проекта - очень важный шаг на пути нашей интеграции со странами АТР», - подчеркнул замминистра.
Владимир Якунин напомнил, что реконструкция участка Туманган - Раджин является пилотной частью большого проекта модернизации Транскорейской магистрали. Ее восстановление позволило бы, учитывая возможности Транссиба, создать самый протяженный евро-азиатский транспортный коридор (свыше 10 тыс. км). Доставка контейнеров по направлению Восток - Запад железнодорожным путем займет в два раза меньше времени, чем морским. По данным Владимира Якунина, интерес к этой идее, помимо Республики Корея, проявляют железнодорожные компании Германии, Словакии и Италии.
«У нас достигнуто достаточно важное соглашение с северными корейцами о том, что в модернизации Транскорейской магистрали может участвовать иностранный капитал. Также есть соглашение и о том, что порт Раджин будет открыт для зарубежных флагов», - сообщил президент ОАО «РЖД».
Параллельно реконструкции участка начнется строительство терминала в порту Раджин.
Как сообщил начальник порта Пэ Хон Чер, для будущего перегрузочного комплекса отведена территория площадью 200 тыс. кв. м.
Будет построен причал, у которого возможно одновременно обслуживать три судна, площадки для хранения контейнеров, железнодорожные подъездные пути, установлены четыре крана.
Проектная мощность терминала - 400 тыс. TEU в год.
В будущем комплекс может выйти на переработку 600 тыс. TEU, тогда понадобится дополнительная модернизация терминала и участка дороги от Раджина до Тумангана.
По словам Владимира Якунина, планируется, что первые контейнерные поезда из Раджина пойдут уже осенью 2009 года. Оператором проекта выступает совместное предприятие «РасонКонТранс», в уставном капитале которого доля российской стороны составляет 70%, северокорейской - 30%.
СП зарегистрировано в особой экономической зоне КНДР «Расон».
В течение 49 лет эта компания будет оперировать участком Туманган - Раджин и контейнерным терминалом на условиях аренды.
Суммарные затраты на реализацию проекта оцениваются в 175 млн. евро.
Возврат инвестиций будет осуществляться за счет эксплуатации инфраструктуры и организации движения поездов из Раджина через пограничный переход Туманган - Хасан (Россия).
Павел Усов
6 октября 2008 г.
Источник: Гудок |