25.09.2008 :: 12:03
Пролет мимо кассы
Народные депутаты Владимир Каплиенко и Геннадий Задырко сообщили министру транспорта Иосифу Винскому о спекуляции билетами на поезда. Глава ведомства пообещал разобраться с фактами перекупки. И создал специальную комиссию. Как будет проходить борьба на этот раз, выясняли «Известия в Украине».
Сезон прошел - проблему только заметили
Депутаты попросили министра разобраться с фактами перепродажи билетов на поезда, следующие по маршруту Донецк - Киев. В кассах билетов нет, поэтому желающим добраться до столицы приходится обращаться к перекупщикам. Переплата в этом случае составляет порядка 50 грн. за билет. При этом, по словам народных избранников, «в схеме незаконного обогащения задействованы и кассиры, и работники линейных отделов милиции, и криминальные личности».
Железная дорога в 2001 году ввела продажу билетов по паспортам. Сделано это было специально для борьбы со спекулянтами. Но факты перепродажи даже в таких условиях отмечались. Правда, это были единичные случаи. После того, как в конце прошлого года фамилии из билетов убрали - «бизнес» вновь развернулся по полной. В сезон летних отпусков это было особо заметно. Но ни Минтранс, ни «Укрзалізниця» на это внимания не обращали. И только по окончании пикового времени вопрос подняли.
Каким образом в министерстве собираются бороться с билетной мафией сейчас - непонятно. Возможно, это будет возвращение к покупке билета по паспорту. Такую идею высказывал еще предыдущий министр транспорта, который собственно и отменил подобную норму, как «меру, ущемляющую права и свободы граждан». Но решение тогда так и не было принято - сменилось правительство.
Сеть от спекулянтов
Какие же методы борьбы, кроме введения именных билетов, возможны? Министерство транспорта и связи заявляло, что осенью начнется реализация железнодорожных билетов через интернет. «Мы хотим продавать билеты через интернет, чтобы каждый покупатель фиксировался. Нужно в максимально короткие сроки создать систему, чтобы люди не ходили в кассы вообще», - обещал министр транспорта и связи Иосиф Винский. Для этого даже были созданы три рабочие группы. Пока инициатива не заработала. Единственным продвижением на данном пути стало то, что с 1 июня пассажиры Южной железной дороги могут пользоваться бронированием билетов на свободные места всех направлений через интернет.
А между тем, подобное нововведение могло бы сыграть важную роль в борьбе со спекулянтами - при такой системе перекупка билетов попросту невозможна. Так работают железные дороги в некоторых странах Западной Европы. Но есть у подобной инициативы и свои негативные стороны. В Европе, в отличие от Украины, интернетом пользуются почти 100% граждан. Каким образом Минтранс собирается отказаться от продаж в кассах, если у нас пользуется всемирной сетью не более 20% населения, неясно.
Спекуляции появляются только тогда, когда существует дефицит. Так происходит и с билетами. Решение этой проблемы - пуск дополнительных поездов. Но такую меру применяют только во время пиковых сезонов и на популярных направлениях. При нынешних ценах на пассажирские перевозки, пускать постоянные дополнительные поезда - нерентабельно. Выход один - резко повышать стоимость билетов. Но пойдет ли на такой шаг глава правительства Тимошенко? Скорее всего, нет.
Виталий Давиденко
25 сентября 2008 г.
Источник: Известия в Украине |