24.07.2008 :: 11:05
Порт Клайпеда занимает третье место по грузообороту на Северо-Западном побережье Балтийского моря
Общий грузооборот портов стран Балтии в первом полугодии 2008 года сократился по сравнению с тем же периодом годом ранее на 5,1%, составив 62,16 млн. тонн. Тем не менее, порты Балтийских стран переваливают более 40% всех грузов, проходящих через порты Северо-Западного побережья Балтики. В свою очередь Клайпедский порт занимает третье место по грузообороту среди своих соседей.
Порт Клайпеда показал в первом полугодии и самые высокие темпы прироста грузооборота (+ 20,5%). Самое глубокое падение продемонстровал порт Таллинн (- 31,9%). В аутсайдерах оказался и порт Вентспилс (- 7,1%). Три латвийских порта все вместе обработали за первое полугодие 31,55 млн. тонн грузов или чуть более половины всех грузов в портах Балтийских стран. Более подробно об итогах деятельности портов Балтии за первое полугодие смотрите здесь.
Грузооборот портов Северо-Западного побережья Балтийского моря в I полугодии 2008 г., тыс. т
Порты |
2007 01-06 |
2008 01-06 |
2008 / 2007,% (+, -) |
Приморск |
36,41 |
37,26 |
+ 2,3 |
Б. Санкт-Петербург |
28,34 |
29,58 |
+ 4,4 |
Клайпеда |
13,13 |
15,81 |
+ 20,5 |
Вентспилс |
16,090 |
14,95 |
- 7,1 |
Таллинн |
21,73 |
14,79 |
- 31,9 |
Рига |
12,59 |
14,37 |
+ 14,1 |
Калининград |
7,79 |
8,17 |
+ 4,6 |
Лиепая |
2,02 |
2,24 |
+ 10,9 |
Источник: информация портов.
Лидером по контейнерообороту выступает порт Большой Санкт-Петербург. За полгода 2008 года порт обработал 965 895 TEU (рост + 17,5%). На вотром место порт Клайпеда: 181 722 TEU и самый динамичный прирост - + 20,8%. К сожалению, нет данных по контейнерообороту Калининградского порта в TEU. Однако, контейнерооборот в структуре экспорта в первом полугодии составил составил 62,1 тыс. тонн (+60,1%). В структуре импорта оборот контейнеров составил 448,2 тыс. тонн (+9,8%). Порт Рига обработал 104 029 TEU (+ 2,5%), Таллинн - 88 478 TEU (+ 1,6%), Лиепая - 4 169 TEU (+ 4,1%). Отрицательный рост контейнерооборота только у порта Вентспилс - 0,3%.
Следует заметить, что контейнерная тема постоянно на устах транспортников Балтии. Участники рынка и эксперты высказывают очень много оптимизма по поводу перспектив развития транзита в регионе Балтийского моря. Вдали от Рижского порта в Екабпилсе этим летом должен открыться новый центр логистики контейнеров. В центре будут переваливаться грузы, которые поступают из Китая через Казахстан по железной дороге в страны Европы и наоборот. Предполагается, что через семь лет оборот логистического центра в Екабпилсе составит от 180 тыс. до 200 тыс. контейнеров в год. Лиепайский порт планирует до 2017 года построить два современных контейнерных терминала, планируемый объем перевалки составит 390 тыс. контейнеров в год. Есть планы по строительству контейнерного терминала в порту Мууга. Компания Klaipedos Smelte, открывшая в прошлом году контейнерный терминал в порту Клайпеда, планирует довести объем обработки в будущем до 250 тыс. контейнеров в год.
Таблица 2 Контейнерооборот в портах Северо-западного побережья Балтийского моря, TEU
Порты |
2007 01-06 |
2008 01-06 |
2008 / 2007,% (+, -) |
Б. Санкт-Петербург |
822 272 |
965 895 |
+ 17,5 |
Клайпеда |
150 470 |
181 722 |
+ 20,8 |
Калининград |
н.д. |
н.д. |
- |
Рига |
101 509 |
104 029 |
+ 2,5 |
Таллинн |
87 123 |
88 478 |
+ 1,6 |
Вентспилс |
8 540 |
8 512 |
- 0,3 |
Лиепая |
4 004 |
4 169 |
+ 4,1 |
Источник: информация портов
Грузооборот порта Приморск (Ленобласть) за 6 месяцев 2008 года по сравнению с аналогичным показателем годом ранее вырос на 2,3% - до 37,26 млн. тонн нефти.
Порт Приморск ориентирован на транспортировку нефти с Тимано-Печорского месторождения, из Западной Сибири и Урало-Поволжья. Грузооборот порта в 2007г. Увеличился к уровню 2006г. на 12% и составил 74,2 млн. т нефти.
Следует заметить, что помимо Приморска в Ленинградской области действуют также порты Усть-Луга, Высоцк, Ломоносов и др. Стивидорные организации Ленинградской области, действующие на акватории Финского залива, в январе-мае 2008 года переработали 41 млн. тонн грузов. Как сообщала пресс-служба администрации региона, это почти на 4% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Причем три четверти грузов приходится на Приморск.
Совокупный грузооборот портов Ленинградской области в 2008 году возрастет до 110 - 115 млн. тонн, в 2007 году он составил порядка 99 млн. тонн. Такие цифры в июне озвучил на открытии международной конференции «Безопасность портов и мультимодальных транспортных систем» вице-губернатор Ленинградской области, председатель Комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Григорий Двас.
Грузооборот Большого порта Санкт-Петербург в первом полугодии 2008 года увеличился до 29,5 млн. тонн или на + 4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Быстрее всего рос оборот контейнерных и рефрижераторных грузов. Сильнее всего снизилась перевалка леса.
По данным администрации порта, за первое полугодие стивидоры перевалили 9,5 млн. т контейнеров, что на 15% больше прошлогодних показателей, и 2,2 млн. т рефгрузов (на 12% больше, чем в прошлом году). Росли также навалочные грузы - перевалка руды увеличилась на 59% до 609 000 т, минеральных удобрений - на 12% до 3,2 млн. т. На 24% до 940 000 т сократилась перевалка угля и кокса. На 20% снизилась перевалка черных металлов, на 13% - металлолома - до 1,8 млн. т и 1,1 млн. т соответственно.
Сильнее всего снизилась перевалка леса. Это связано с ожиданием вступления в силу с 1 января 2009 года заградительных пошлин на вывоз леса, полагает исполнительный директор Конфедерации ЛПК Северо-Запада Денис Соколов. «Портовики заранее готовятся, расчищают и асфальтируют площадки под автомобильные грузы», - говорит Соколов.
Третья стивидорная компания (ТСК), которая специализировалась на круглом лесе, поменяла специализацию в пользу более рентабельных грузов, отмечает ведущий специалист дирекции по внешним и внутренним коммуникациям «Морского порта Санкт-Петербург» Елена Тимофеева. «Сокращение переработки черных металлов стивидорными компаниями морпорта связано с переориентацией российского экспортного грузопотока на порты Дальнего Востока. Возрос спрос со стороны стран Южной и Юго-Восточной Азии, что, в свою очередь, вызвано ограничением экспорта самого крупного в мире продавца черных металлов - Китая. Обработка металлолома стивидорами группы ОАО «Морпорт СПб», напротив, выросла на 22%», - комментирует Е. Тимофеева ситуацию в газете «Ведомости - Санкт-Петербург».
К концу года перевалка леса в петербургском порту вообще прекратится, прогнозирует директор InfraNews Алексей Безбородов. «Экспорт черных металлов сокращается за счет роста внутреннего потребления. Оборот контейнеров и рефрижераторных грузов наоборот стабильно растет последние 10 лет», говорит А. Безбородов газете.
«Среди российских дистрибьюторов увеличился спрос на импортное мясо, в первую очередь из США», - говорит директор Prosperity Capital Management Алексей Кривошапко. Из-за роста цен на зерно повысились цены на комбикорма, что привело к повышению себестоимости производства мяса примерно на 30%, объясняет он.
Грузооборот порта Калининград в январе-июне 2008 года возрос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 4,6% и составил 8,2 млн. тонн. Об этом ПортНьюс сообщили в Калининградском филиале ФГУП «Росморпорт».
За отчетный период экспортные грузы составили 6 625,7 тыс. тонн (-3,6% по сравнению с январем-июнем 2007 года). В структуре экспорта перевалка навалочных грузов составила 1 164,7 тыс. тонн (+38,9%). В том числе руды было обработано 109,8 тыс. тонн (17,9%), угля и кокса - 779,1 тыс. тонн (+63,1%), удобрений - 271,7 тыс. тонн (+25,5%).
Перевалка насыпных грузов (зерновых) составила 11,2 тыс. тонн (-8,2%), лесных грузов - 39,7 тыс. тонн (+13,8%). Генеральных грузов в первом полугодии было обработано 1 129,6 тыс. тонн (-7,5%). Из них оборот металлов составил 937,8 тыс. тонн (-9,1%), металлолома - 66,6 тыс. тонн (+3,9%). Прочие генеральные грузы составили 113,0 тыс. тонн (+26,5%). За шесть месяцев из порта было отправлено 5,0 тыс. тонн грузов на паромах, что в 2,1 раза превышает показатели аналогичного периода прошлого года. Контейнерооборот в структуре экспорта составил 62,1 тыс. тонн (+60,1%). Наливных грузов было обработано 4 213,4 тыс. тонн (-10,9%). В том числе перевалка нефти составила 505,5 тыс. тонн (-38,9%), нефтепродуктов - 3 656,7 тыс. тонн (-4,9%), химических грузов - 51,2 тыс. тонн (-7,6%).
В первом полугодии портом было обработано 1 388,3 тыс. тонн (+62,9%) импортных грузов. В структуре импорта оборот контейнеров составил 448,2 тыс. тонн (+9,8%). Перевалка навалочных грузов составила 89,7 тыс. тонн, что в 28 раз выше показателей прошлого года.
Перевалка насыпных грузов возросла в 18,7 раз и составила 690,2 тыс. тонн. Генеральных грузов было обработано 138,9 тыс. тонн (+24,9%). В том числе черные металлы составили 2,6 тыс. тонн, что в 3,3 раза выше показателей января-июня 2007 года. За отчетный период в порт было доставлено 19,0 тыс. тонн грузов на паромах (+75,9%). Перевалка наливных грузов (пищевых) в структуре импорта составила 2,2 тыс. тонн.
За шесть месяцев объем обработки каботажных грузов возрос в 2,1 раза и составил 156,5 тыс. тонн. Перевалка транзитных грузов сократилась в 7,2 раза до 1,9 тыс. тонн.
Ольга Павук, БК, Рига
23.07.2008 г.
Источник: Балтийский курс |