26.09.2008 :: 12:15
Первым делом - безопасность
Катастрофа в Перми очередной раз подняла вопрос о том, насколько безопасным видом транспорта можно считать самолет. Не будут ли услуги авиакомпаний стоить жизни для украинских граждан, разбирались «Известия в Украине».
Украинские авиакомпании берегут своих пассажиров
Заместитель министра транспорта и связи - глава Госавиаадминистрации Украины Александр Давыдов уверяет, что украинцы могут быть спокойны за безопасность отечественных авиаперевозок. Государство Является членом всех международных организаций, которые следят за авиаперевозками - Международной организации гражданской авиации (ИКАО), Европейской комиссии гражданской авиации, Евроконтроля. Эти организации постоянно проверяют украинские авиакомпании. Кроме того, все время ведется и внутренний контроль - Госавиаадминистрация минимум четыре раза в год проверяет каждую авиакомпанию.
Так, по итогам текущего года, было приостановлено 10 и полностью аннулировано 11 сертификатов авиакомпаний, которые не отвечали нормам безопасности перевозок. Сами представители авиационного контроля считают такие цифры болезнью роста. Украинский авиарынок увеличивается - объем перевозок в 2008 году увеличился в среднем на 30%, что является одним из лучших показателей в Европе и мире. Соответственно, вместе с рынком растет и количество компаний, которые не дотягивают до норм безопасности - требуемое стандартами оборудование достаточно дорогое.
Ростом рынка объясняется и общее увеличение количества мелких неполадок самолетов. «Это увеличение не критично. Неполадки всегда есть и будут. Мы находимся в пределах своеобразной статистической нормы ИКАО по этим показателям», - рассказывает Александр Давыдов. Однако нельзя не отметить, что на количество неполадок влияет и технический фактор - многие самолеты летают далеко не первый год. А покупку новых Боингов или Эирбасов могут позволить себе далеко не все авиакомпании, работающие на Украине.
Средний возраст летающих над нашей страной самолетов - 10 лет. Но есть машины, которые эксплуатируются более 15-20 лет. «Хотя мировая авиационная промышленность утверждает, что максимальный срок эксплуатации самолета 25 лет, - успокаивает глава Госавиаадминистрации Украины, - необходимо индивидуально подходить к каждой машине». Вместе с тем, постепенно находятся финансы на покупку самолетов нового поколения - те же Боинги 737-800 уже появляются в украинском небе.
Впрочем, есть и неприятные прецеденты - запрет перелетов самолетов украинских авиакомпаний над Европейским Союзом из-за несоответствия нормам безопасности. Так, в «черном списке» Еврокомиссии сейчас два украинских перевозчика - Украинская авиационно-транспортная компания и Украинско-Средиземноморские авиалинии. Госавиаадминистрация Украины сейчас ведет переговоры с европейцами, чтобы эти компании исключили из списка - их машины полностью соответствуют стандартам Евросоюза и ИКЕА, все требования были учтены. Есть надежда, что самолеты Украинской авиационно-транспортной компании и Украинско-Средиземноморских авиалиний смогут начать летать в Евросоюз уже в ноябре-декабре этого года.
Однако в Госавиаадминистрации не исключают, что на формирование европейских «черных списков» повлияло не столько несоответствие нормам безопасности, сколько боязнь конкуренции. На рынке грузовых перевозок (на котором специализируются обе компании) отечественным транспортным самолетам, таким как Руслан и АН-12, нет равных ни по цене, ни по техническим возможностям.
Еще одна проблема - подготовка пилотов. В свое время в Украине была одна из лучших летных школ в Советском Союзе. Сейчас же авиационным институтам банально не хватает финансирования. «Мы не можем готовить пилотов от школьной скамьи, и до начала полетов», - констатирует Александр Давыдов. Главная трудность - дороговизна авиационного топлива. Его цена для украинских самолетов в несколько раз выше, чем в Европе. Эту ситуацию эксперты объясняют монополией, которая существует на рынке авиатоплива в нашей стране.
Помимо «топливных» проблем, существует и проблема нехватки самолетов для первоначальной подготовки молодых летчиков. Новых машин просто нет, те же, что остались с советских времен, устарели технически и морально. В итоге, средний возраст украинских пилотов уже значительно выше, чем 30 лет, как это было раньше. Сегодня он приближается к 40-45 годам. Оптимизм по поводу омоложения связан только с ростом рынка - если количество авиаперевозок будет расти, а отрасль развиваться, найдутся деньги и на подготовку летчиков. Пока же летают старые кадры. Но они, хоть и считаются одними из самых надежных в Европе, все же не вечны.
К сведению: В 2008 году в нашей стране случилось три авиакатастрофы. В двух из них крушение потерпели небольшие самолеты, в одном - вертолет. Во всех случаях главной причиной аварий называли человеческий фактор. На сайте Государственной авиационной администрации создан специальный почтовый ящик «Добровольного оповещения» (находится по адресу http://www.avia.gov.ua/psds.htm), куда могут обращаться все граждане по поводу проблем безопасности авиаперелетов.
Вячеслав Шрамович
26 сентября 2008 г.
Источник: Известия в Украине |