Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
КоммерсантЪ
25.06.2008 :: 11:33
Нефтяники стирают госграницы

Государственные компании активизируют мировую экспансию

По оценкам Ernst & Young, более половины мировых нефтегазовых госкомпаний уже получили активы за пределами своих стран. Они легче идут на рискованные инвестиции, успешнее работают друг с другом, чем с частными компаниями, и быстрее их растут в стоимости. Однако в ряде случаев государственная собственность мешает экспансии. Для российских компаний, например, она облегчает путь в Азию и затрудняет в Европу.

Вчера Ernst & Young опубликовала отчет «Национальные нефтяные компании - это новые международные нефтяные
компании?». В нем аналитики отмечают, что за последние пять лет акции нефтегазовых госкомпаний росли гораздо быстрее бумаг международных компаний этого сектора. Пик пришелся на октябрь 2007 года, когда в среднем акции госкомпаний стоили вчетверо больше, чем у их международных конкурентов.

Однако, отмечают аналитики, географические различия между национальными госкомпаниями и транснациональными корпорациями постепенно стирается. «Более чем у половины нефтегазовых госкомпаний, которых насчитывается в мире более ста, уже есть зарубежные операции»,- сообщается в отчете. Аналитики приводят подсчеты консалтинговой компании John S. Herold Inc., которая отмечает, что в 2007 году госкомпании нефтегазового сектора и суверенные фонды инвестировали в сделки за рубежом $13 млрд., или около трети их совокупных вложений. «Нефтегазовые госкомпании уже конкурируют с международными нефтяными компаниями и ведут себя аналогичным образом»,- говорится в отчете.

В то же время, по мнению аналитиков, госкомпании активнее, чем международные, идут на риск - от инвестиций в страны высокого риска до более рискованных геологоразведочных проектов. Во многих странах госкомпании получают преимущество, так как зачастую могут предоставить стране, в которой они работают, более выгодные дополнительные условия: в пример приводятся дополнительные инвестиции в железнодорожную и энергетическую инфраструктуру, которые пообещала Казахстану китайская CNPC при покупке PetroKazakhstan в 2005 году. А международные компании могут не согласиться на такие вложения, считая их обязанностью государства. Ernst & Young отмечает, что госкомпании все охотнее заключают альянсы между собой, в том числе обусловленные и наличием общего опыта пребывания в госсобственности. Пример тому, общие инвестиции госкомпаний Венесуэлы и Ирана ($4 млрд. в разработку пояса Ориноко).

Аналитики также выделяют ряд проблем, с которыми столкнутся в будущем нефтяные госкомпании. Первая - конфликт между коммерческими интересами компании и ее политической миссией, что в случае с частично приватизированными компаниями усложняется наличием государственных и частных акционеров. Другая проблема - риск противодействия по политическим мотивам со стороны правительств тех стран, где госкомпания хочет работать. Так, в 2005 году из-за сопротивления политического лобби в США китайская CNOOC была вынуждена отказаться от попытки купить американскую Unocal.

«Мне кажется, давно пора делить компании не на государственные и частные, а на компании, владеющие запасами на территории тех стран, где проживают основные акционеры, и на тех, кто ими не владеет,- говорит директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.- И их зарубежная стратегия определяется тем, чего не хватает: компании, не владеющие запасами, пытаются любой ценой получить доступ к добычным активам за рубежом, а владеющие - получить за рубежом активы в переработке и доступ к прямому потребителю». Российские компании, добавляет он, независимо от того, государственные они или частные, как собственники ресурсов преследуют одну стратегию - увеличение своей доли в активах в переработке и маркетинге. «"Газпром» - наиболее яркий пример зарубежной экспансии с его лозунгом «Go global!». ЛУКОЙЛ традиционно имеет и добычу, и переработку, и сбыт за рубежом. К этому же стремятся и «Роснефть», и «Газпром нефть», и «Татнефть»,- соглашается Валерий Нестеров из ИК «Тройка Диалог».- Это не мода, а способ выживания, и, как мы знаем, одна из причин корпоративного конфликта в ТНК-BP». По мнению господина Нестерова, «из стран-реципиентов развивающиеся страны менее щепетильны в части проникновения российских госкомпаний, тогда как развитые страны предпочитают частных партнеров». Господин Симонов считает, что приставка «гос» мешает российским компаниям на европейских рынках, но помогает на азиатских.

Наталья Скорлыгина

25.06.2008 г.


Источник: КоммерсантЪ
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}