27.11.2008 :: 10:13
Не до запретов
В РФ дороги несут убытки от «брошенных» поездов с топливом, однако вводить конвенцию в адрес портов не намерены
Заторы поездов на подходах к дальневосточным портам осложнили работу сразу нескольких магистралей. Руководство ДВЖД село за стол переговоров с портовиками и грузоотправителями.
Только 24 ноября на Дальневосточной было «брошено» 120 составов, большая часть из которых - с экспортным углем, остальные - с нефтью.
То, что более 6 тыс. вагонов забили промежуточные станции, привело к тому, что и на соседних дорогах - Забайкальской и Восточно-Сибирской - отставляются от движения поезда с адресованным в дальневосточные порты углем.
«Одна из причин проблемы - задержки с подходом флота в порты из-за затяжных штормов. Однако говорить, что во всем виновата погода, было бы неверно. Главный фактор - несоответствие возможностей портов заявляемым объемам погрузки», - сказал заместитель начальника ДВЖД - руководитель службы перевозок Александр Караев.
В образовании заторов отчасти виновато и слабое техническое оснащение портов.
Так, в этом году владелец порта Посьет - ОАО «Мечел» - обещал установить вагоноопрокидыватель и «тепляки» для разогрева вагонов с углем. Но этого не произошло, и порт продолжает вести грейферную выгрузку. А сейчас - с наступлением холодов - уголь приходит смерзшийся, и докерам приходится разбивать монолит. На это уходит дополнительное время, к тому же крановщики нередко наносят повреждения подвижному составу.
«В итоге, если в теплое время порт Посьет выгружал ежесуточно 150 вагонов, то теперь всего 80 - 100. И на подходах к припортовой станции простаивают 17 поездов», - сообщил замначальника ДВЖД.
Не отработана технология грузовой работы и на новом терминале ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания» (оператором выступает ООО «Дальтрансуголь») в бухте Мучка близ Ванино. Нынешней осенью здесь начались первые отгрузки угля. На терминале установлена современная техника, однако в октябре вагоноопрокидыватель работал десять дней, а в ноябре - всего два. Остальное время он ремонтировался. В итоге на Ванинском направлении - девять «брошенных» поездов.
Но самая тяжелая ситуация сложилась на станции Находка-Восточная, в направлении которой стоят 60 составов с углем, из них 50 адресованы ОАО «Восточный порт».
Как отметили на ДВЖД, стивидорная компания, располагающая крупнейшим в регионе специализированным терминалом, может выгружать зимой в среднем 530 вагонов в сутки, но в нынешних условиях, для того чтобы избавиться от заторов, необходимо обрабатывать не менее 717 вагонов. Выйти на этот показатель порт не смог, даже сократив в ноябре перерывы в работе и уменьшив число остановок погрузочно-разгрузочной техники для проведения технического обслуживания. Максимальные показатели разгрузки здесь равняются 619 вагонам в сутки.
Вместе с тем в «Восточном порту» причиной возникновения «брошенных» поездов называют «хаотичную поставку вагонов железнодорожниками».
«Они превысили согласованный ранее план поставки вагонов. Излишек уже составляет более 600 вагонов. Немаловажным фактором является и поставка составов, груженных разными сортами угля. Простои бывают и из-за неподачи вагонов железной дорогой. Только за 23 дня ноября потери по этой причине составили 87,5 часа, а из-за неуборки порожних вагонов - 26,5 часа. Общий простой достиг 114 часов», - заявили в отделе по связям с общественностью и рекламе «Восточного порта».
В то же время, заметили на Владивостокском отделении ДВЖД, смерзшийся уголь, который приходит и на Находку-Восточную, подолгу размораживается в «тепляках», из-за чего порт не укладывается в отведенные на обработку одного вагона семь минут.
«От многодневного простоя вагонов дорога несет огромные убытки. Но вводить конвенции, то есть отказываться от погрузки в непростых экономических условиях, когда на сети упали перевозки по многим родам грузов, было бы неправильно.
ДВЖД, несмотря на снижение объема погрузочных работ, выполняет план по грузообороту на 110%. Это в первую очередь благодаря обработке угольных маршрутов, приходящих с других магистралей», - говорит Александр Караев.
Сегодня, сказал он, совместно с портовиками вырабатываются конкретные решения, которые позволят увеличить объемы выгрузки и привести наличие экспортных грузов к нормативному уровню.
Так, для «Восточного порта» дорога выделила маневровый локомотив. А на сортировочной горке станции Хабаровск-2 выделены пути, где началась подборка вагонов с углем по отдельным маркам для последующей их подачи в Восточный. Такие же операции проводятся на станциях Комсомольск и Беркакит. За счет этого на станции Находка-Восточная сократится объем маневровой, сортировочной работы, увеличится подача-уборка вагонов.
Павел Усов
27 ноября 2008 г.
Источник: Гудок |