10.11.2008 :: 13:05
На коммерческие рельсы
Белорусская железная дорога (БЖД) может быть акционирована.
Как сообщил «Гудку» министр транспорта и коммуникаций Белоруссии Владимир Сосновский, эта процедура может быть проведена в рамках структурных реформ магистрали. Причиной послужило снижение эффективности работы дороги и падение объёмов перевозок в последние годы.
На первом этапе масштабных изменений магистраль должна получить статус единого юридического лица. Дело в том, что сегодня БЖД представляет собой десятки разрозненных структур и предприятий, объединённых по шести отделениям в границах областей. Владимир Сосновский считает, что в современных условиях такая организация предприятия неэффективна. Впрочем, объединение - лишь промежуточный этап реструктуризации. Достичь серьёзного повышения эффективности работы БЖД планируется путём развития активных производственных фондов и оптимизации тарифов.
В числе возможных форм реструктуризации дороги министр назвал акционирование и приватизацию. Он подчеркнул, что вначале должна быть всесторонне изучена, экономически обоснована, а потом и законодательно утверждена сама концепция реформ.
Приверженцы новой политики и среди руководства магистрали. Один из них - заместитель начальника БЖД Владимир Ринг. Он считает, что комплексное преобразование деятельности железной дороги необходимо для того, чтобы «система БЖД стала более поворотливой, чтобы к нам шли инвесторы». Так, по его словам, разработан проект по производству вагонов в Осиповичах, в котором примут участие БЖД и ЗАО «Гранд Экспресс» (Россия). Заместитель начальника Белорусской железной дороги считает, что реструктуризация позволит решить и ряд других проблем дороги, например, ликвидировать перекрёстное субсидирование. «Сегодня местные пассажирские перевозки на БЖД дотируются за счёт грузовых, - отметил он. - И это необходимо каким-то образом изменить».
«Железная дорога должна быть государственной компанией, а при ней уже могут быть частные, например, компании-перевозчики, которые будут иметь свой подвижной состав и возможность предоставлять услуги по перевозке грузов или пассажиров», - считает Владимир Ринг. Тогда, по его мнению, «железная дорога будет соизмерять свои затраты с затратами частных перевозчиков». Так сделано в Польше и в России, где 40% подвижного состава выкупили компании, которые сегодня вкладывают в железную дорогу деньги - инвестиции, отметил руководитель.
Правда, с необходимостью реструктуризации согласны далеко не все. Депутат Сергей Семашко, в прошлом железнодорожник, а ныне член комиссии белорусского парламента, курирующей развитие транспорта, утверждает, что реформирование магистрали может отрицательно сказаться на безопасности движения. Более того, «ломка» сложившейся на дороге системы экономических взаимоотношений может привести к более значительному снижению объёмов перевозок, чем наблюдается сегодня.
Эдуард Трошин
10.11.2008 г.
Источник: Гудок |