Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Комментарии
12.07.2008 :: 09:11
Моторные деньги

Успешный изобретатель нового двигателя, прославившийся как плагиатор и обманщик, исчез при загадочных обстоятельствах

Об инженерной профессии в семье Дизелей никто не помышлял. Несколько поколений предков создателя чудо-мотора были книготорговцами и переплетчиками. И хотя свою родословную семья вела из крохотного тюрингского городка Песнек, наш герой появился на свет вовсе не там, а в знаменитом Париже, что зафиксировано в книге учета префектуры VІ округа: «Рудольф Дизель Кретьен Шарль рожден в квартире своих родителей в доме 38 по улице Нотр-Дам де Назарет 18 марта 1858
года».

«Воздушная» идея

Семья Дизелей жила так же, как и другие парижане - в будни вкалывали до седьмого пота, а по воскресеньям катались на лодке и завтракали на траве. Никто не вспоминал, что они - этнические немцы. Однако в 1870 году вспыхнула франко-прусская война, в стране началась антинемецкая истерия. Дизели вынуждены были бежать в Англию, где бывший торговец книгами довольствовался случайными заработками. Своего 13-летнего сына Рудольфа глава семьи отправил к дяде в Германию, в город Аугсбург, с напутствием овладеть какой-либо специальностью.

Подросток поступил в реальное училище. Окончив его с отличием в 1873 году, он подал документы в Аугсбургскую политехническую школу, где также стал первым учеником. Талантливого юношу заметил заезжий профессор из Мюнхенской высшей политехнической школы и пригласил к себе на семинар.

В Мюнхене весной 1878 года Рудольф слушал лекцию профессора Карла фон Линде, создателя холодильников, о термодинамическом цикле великого Сади Карно, превращающем в полезную работу до 70% теплотворной способности потребляемого топлива. На полях студенческой тетрадки студент пометил: «Изучить возможность применения изотермы на практике». Это и стало отправной точкой его дальнейших исканий.

Высшую школу Дизель закончил в 1880 году, сдав выпускные экзамены с результатами, лучшими за всю историю существования этого учебного заведения. Профессор Линде порекомендовал своего талантливого ученика компании Le refrigerateur («Холодильник»), акционером которой он являлся. Рудольфу предложили возглавить завод в Париже. Работа с аммиаком натолкнула его на мысль попробовать нашатырный спирт в качестве горючего.

«Спиртовый» эксперимент закончился ничем, но Дизель решил заменить его... воздухом. Если в воздух, рассуждал Рудольф, впрыснуть топливо в виде распыленных частиц, он резко сожмется, разогреется и воспламенит горючее, а полученную энергию можно использовать для работы.

В 1890 году, став членом правления Акционерного общества Le refrigerateur, Рудольф перебрался в Берлин. Там он закончил расчеты и теоретическое обоснование «воздушной» идеи, а 27 февраля 1892 года подал в императорское патентное бюро в Берлине заявку на получение патента на «новый рациональный тепловой двигатель». Патент, получивший название «Метод и аппарат для преобразования высокой температуры в работу», изобретателю вручили год спустя - 23 февраля 1893-го.

А вместо сердца - пламенный мотор

Получив патент, Рудольф приступил к практическому воплощению своей идеи. В апреле 1893 года началось создание опытных образцов нового двигателя в специально оборудованном помещении завода «Машиненфабрик Аугсбург» при финансовом участии компаний Фридриха Круппа и фирмы Sulzer Brothers Ltd. Изобретателю помогали рабочие Фогель и Линден. Спустя три месяца первый в мире дизельный двигатель был готов.

В патенте Рудольф собирался применить в качестве топлива мелкодисперсную угольную пыль, однако реально пришлось использовать керосин. Первоначально он намечал получить давление в цилиндре на уровне 250 атмосфер, но на деле начал с 18. На первых же испытаниях случилась авария - на куски разлетелся индикатор, Дизель чудом остался жив. Протокол испытателей гласил: «Считать, что осуществление рабочего процесса на этой незавершенной машине невозможно».

17 февраля 1894 года начались пробы усовершенствованного варианта. Именно в этот день второй опытный образец проработал в течение всего одной минуты, совершив 88 оборотов. В дневнике Дизеля появилась запись: «Первый двигатель не работал, второй работает неважно, но третий будет хорош».

Работы по созданию третьего опытного экземпляра завершились в начале 1895-го. 1 мая того же года двигатель непрерывно проработал 30 минут, а в конце июня произвели первые опыты с работой под нагрузкой. В декабре 1896 года был изготовлен первый «большой» двигатель мощностью 20 л.с., который мог использоваться в промышленности. Давление в цилиндре достигало 35 атмосфер, в качестве топлива применялся керосин, а КПД составлял 34% (популярные в те времена двигатели Николауса Августа Отто давали КПД 20%, а судовые паровые турбины и того меньше - 12%). Лицензии на производство двигателей Дизеля шли нарасхват. Первой приобрела патент германская фирма «Братья Карель», затем во Франции появилось акционерное общество «Дизель». На Всемирной выставке в Париже в 1900 году моторы Дизеля получили высшую награду - Гран-при.

В последующие годы изобретатель совершенствовал двигатели, за которые получил первые призы на всемирных выставках и миллионные доходы от продажи патентов. Рудольф приобрел роскошную виллу в Мюнхене и, по некоторым данным, нефтяные прииски в Галиции (нынешняя территория Украины). Он чувствовал себя победителем: «Я настолько превзошел все до меня существующее в деле машиностроения, что могу смело утверждать, что иду в голове технического прогресса...».

Таинственное исчезновение

Однако не только чувство триумфа испытал быстро разбогатевший изобретатель. Немецкие угольные магнаты, финансировавшие его разработки, были возмущены тем, что новый двигатель работает не на угольной пыли, как обещал Дизель, а на нефти (попробовать это сырье подсказал Нобель, владевший нефтяными скважинами в Баку). Олигархи начали настоящую травлю «обманщика» Дизеля, обвинив его в технических просчетах. В суды неслучайно посыпались жалобы от покупателей, утверждавших, что фирма продала им якобы непригодные к работе экземпляры, и требовавших назад свои деньги.

Но больнее всего ударили иски многочисленных патентовладельцев, обвинивших изобретателя в плагиате. Под давлением заинтересованных толстосумов суды начали выносить решения в пользу истцов, и дошло до того, что Дизелю пришлось выплатить 20 тысяч марок в качестве отступных трем немецким инженерам: Э. Капитену, Ю. Зонляйну и О. Келлеру.

Получалось, что весь мир признал дизельный двигатель, а у себя на родине изобретатель считался плагиатором и аферистом, выпускающим неработоспособную продукцию. Бесконечные судебные тяжбы расстроили здоровье Дизеля настолько, что он был госпитализирован в психиатрическую клинику в Нойвиттельсбахе. К тому же Рудольф лишился своего главного дохода - лицензионных отчислений. Они прекратились из-за того, что другие инженеры, устранив конструкторские недоработки Дизеля, запатентовали более совершенные двигатели.

В 1913 году изобретатель был приглашен английским Королевским автоклубом для получения звания почетного члена. Он отправился в путь из Антверпена на немецком пароходе «Дрезден». Вечером 29 сентября путешественник попросил стюарда разбудить его завтра в 6.15. Утром стюард долго стучал в дверь каюты, но никто не откликнулся. Резервным ключом он открыл дверь - каюта была пуста. На палубе обнаружили плащ и шляпу, принадлежавшие изобретателю.

О таинственном исчезновении 75-летнего Рудольфа Дизеля сообщили ведущие газеты мира. Некий врач заявил, что у потерпевшего было несколько сердечных приступов. Пресса начала мусолить эту тему - мол, пассажир вышел на палубу, в этот момент схватило сердце, он навалился на перила, потерял равновесие и упал за борт. Но, во-первых, возмутилась семья пропавшего - о проблемах с сердцем родным ничего не было известно. Во-вторых, возразила команда «Дрездена»: перила на корабле высотой 1,5 м, и чтобы выпасть через них, нужно сильно постараться.

Тогда появился другой вариант: разорившийся Дизель сам бросился в пучину волн, покончив самоубийством. Однако выяснилось, что на счетах изобретателя осталась довольно внушительная сумма. Да и отсутствие прощальной записки делало эту версию малоубедительной.

И лишь два года спустя, в разгар Первой мировой войны, в которой Германия и Великобритания стали враждующими сторонами, газета «Нью-Йорк Уорлд» задалась вопросом: а в самом ли деле изобретателя пригласил в Англию именно Королевский автоклуб?

Современные историки утверждают, что в действительности Дизель плыл в Лондон по приглашению Уинстона Черчилля, незадолго перед этим ставшего лордом адмиралтейства. «Хитрый лис» пригласил изобретателя оснастить британские корабли скоростными дизельными двигателями, пообещав хорошее финансирование. Однако Берлин не мог допустить, чтобы накануне надвигающейся войны потенциальный противник модернизировал свой флот. Запретить Дизелю поездку тоже не могли. Похоже, изобретателя устранили плывшие на этом же корабле агенты германских спецслужб.

Спустя два дня после исчезновения Дизеля рыбаки обнаружили в устье реки Шельды тело хорошо одетого господина. С его пальцев сняли перстни, в карманах обнаружили кошелек, футляр для очков, карманную аптечку. Труп по морским обычаям опустили назад в воду. Позже сын Рудольфа Дизеля подтвердил, что все эти вещи принадлежали его отцу.

СПРАВКА. Согласно последним данным, в Европе около 43-47 % всего автопарка ездит на солярке (в Австрии - более 70%), а в продажах новых машин более 75% занимают дизельные версии автомобилей. Хотя в среднем стоимость дизельной модели на европейском рынке на 2-3 тыс. евро выше бензиновой, разница окупается в среднем за 3 года.

Но в Украине большинство водителей не рассматривают дизель как альтернативу бензиновому двигателю. Качество солярки на каждой шестой украинской АЗС не отвечает стандартам. А заправка некачественным топливом чревата ремонтом топливной системы, который обойдется в несколько тысяч евро. На этом фоне экономия на топливе при пробеге 30 тыс. км составит всего около $650 в год.

Станислав Цалик

11 июля 2008 г.


Источник: Комментарии
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}