Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Комментарии
18.07.2008 :: 13:31
Ливийский шантаж «Нафтогаза»

Последние договоренности «Газпрома» с ливийскими властями не повлияют на положение «Нафтогаза» на африканском континенте. Свои позиции отечественная нефтегазовая монополия потеряла не вчера

Нефтегазовые проекты НАК «Нафтогаз Украины» в Ливии стали заложниками сложных политических взаимоотношений между двумя странами. Из-за бездействия украинских властей и сильнейшего давления со стороны ливийцев компания на отведенных ей месторождениях за четыре года фактически ничего не сделала.

Состоявшийся на прошлой неделе визит в Ливию председателя правления ОАО «Газпром» Алексея
Миллера вновь актуализировал тему «африканских» амбиций НАК «Нафтогаз Украины». В частности, ряд СМИ распространил информацию о том, что «Газпром» якобы может продолжить экспансию на ливийский рынок, если приобретет три из четырех нефтегазоносных площадей, которые были предложены Ливией для разработки НАК «Нафтогаз Украины» еще в 2004 году. Характер конкуренции на ливийском рынке между нефтегазовыми китами двух стран менеджмент «Газпрома» на этот раз предпочел не комментировать. Некоторую ясность внесло официальное разъяснение НАК «Нафтогаз Украины», которая уточнила, что несколько лет назад три из четырех нефтегазовых блоков, которые компания планировала разрабатывать в Ливии, были проданы другим компаниям через тендер. В распоряжении «k:» оказался ряд документов Минтопэнерго, которые позволяют более детально разобраться в том, что послужило причиной таких событий.

Помпезное начало

Точкой отсчета для сотрудничества Украины и Ливии в нефтегазовой сфере можно считать 14 октября 2003 года, когда в присутствии тогдашнего Президента Украины Леонида Кучмы и ливийского лидера Муаммара Каддафи состоялось торжественное подписание Меморандума о сотрудничестве между НАК «Нафтогаз Украины» и National Oil Company of Libya в нефтегазовой сфере. Уже в конце октября компания окончательно определила приоритетными для себя четыре нефтегазоносные территории и начала подготовку инвестпрограммы. Практически год спустя (10 октября 2004 года) компании подписали договор о разведке и разделе продукции, который вступал в силу со дня его ратификации властями.

Условиями договора предусматривалось предоставление НАК «Нафтогаз Украины», выбранных ею площадей, на которых она обязывалась за собственные средства провести геологоразведку и газонефтяные работы. Речь шла о трех нефтяных блоках - G15, G17 и G18, находящихся в бассейне Гадамес, и одном газовом - S-13 в бассейне Сирт (там сосредоточены 80% доказанных запасов углеводородов в Африке). Действие договора с момента ратификации для нефтяных площадей составляло 25 лет, а для газовой - 30 лет. Согласно первоначальному плану проектная добыча нефти должна была составить 54 млн. т, газа - 16,8 млрд. м3. Капиталовложения НАК «Нафтогаз Украины» за указанный период оценивались в $425,5 млн. (в том числе на геологоразведку - $176,5 млн.), операционные затраты - в $469 млн., а денежный поток компании - $1,755 млрд., при этом подписной бонус (разовый фиксированный платеж недропользователя за право осуществления деятельности на контрактной территории. - Ред.) не учитывался. Все расчеты проводились с учетом стоимости нефти - $24 /бар. (текущая цена на тот момент), а газа - $80 за тыс. м3. Срок окупаемости проекта с такими параметрами составлял шесть лет.

Главная интрига заключалась в том, что СРП подписывалось по ливийским законодательным стандартам, действовавшим до 2005 года. В частности, отобранные блоки не выставлялись на международный тендер, а все его условия были исключительно результатом договоренностей сторон. В результате доля НАК «Нафтогаз Украины» в разделе прибыли до момента окупаемости инвестиций составляла 36%, а доля National Oil Company of Libya - 64%. Как показывают последующие события, в случае ратификации этот вариант сотрудничества был бы выгодным для НАК.

Ужесточение условий

Между тем власти Ливии за три месяца якобы не успели ратифицировать СРП с НАК «Нафтогаз Украины», при этом успели разработать новый порядок заключения СРП, значительно его ужесточив. Новые правила вступали в силу с 2005 года. Исходя из них, ливийцы предложили НАК «Нафтогаз Украины» пересмотреть условия договора. В частности, по утверждению источников «k:», настаивали на внесении следующих изменений: уменьшение части украинской стороны в распределении продукции с 36 до 25%, увеличение «бонуса за подписание» и уменьшение территории контрактных площадей. При этом объем инвестиций НАК «Нафтогаз Украины» на период геологоразведочных работ предлагалось оставить прежним. Для урегулирования сложившейся ситуации специалисты НАК «Нафтогаз Украины» в октябре 2005 года презентовали Ливии свой вариант изменений к соглашению, подписанному в 2004 году. Пришлось пойти на определенные уступки. В частности, НАК оставила без изменений объем капиталовложений, согласилась снизить свою долю в разделе продукции до 25%, увеличила подписной бонус до $10 млн. При этом сократила операционные затраты до $325 млн., денежные потоки - до $1 млрд. 553 млн., а срок окупаемости проекта увеличила на шесть месяцев. Расчеты производились исходя из стоимости нефти в $45/бар., а газа - $80 за тыс. м3.

По всей видимости, такие изменения не пришлись по душе ливийским властям, и этот вариант тоже не был ратифицирован. Несомненно, свою роль сыграл и тот факт, что вопрос реализации украинского проекта Муаммар Каддафи связывается с продвижением других экономических инициатив - в военно-технической сфере, сельскохозяйственной и т.д. А все эти проекты - от поставок самолетов ливийскому лидеру до создания СП для выращивания пшеницы в Украине - долгие годы существовали только на бумаге.

В итоге начиная с конца 2006 года ливийцы вместо пряника решили применить кнут и урезать украинские площади, реализовывая их на многоэтапных конкурсах. На сегодня Ливия отдает месторождения на разработку исключительно на тендерной основе, где участники серьезно конкурируют друг с другом. Так, в названный период, после проведения третьего раунда торгов, значительная часть площади G18 в составе блоков 82-1 и 98-4 отошла российской «Татнефти». В 2007 году площадь G15 была передана «дочке» National Oil Company of Libya - Arabian Gulf Oil Company, а по результатам четвертого раунда открытых торгов, завершившегося 9 декабря того же года, практически вся часть газовой площади S-13 была передана Shell. Эксперты отмечают, что с учетом произошедших изменений украинской стороне нецелесообразно заключать соглашение по участкам, которые остались от площадей G18 и S-13, поскольку они включают в себя малоперспективные территории. Таким образом, «Нафтогазу Украины» на сегодня фактически достается нефтяная площадь G17, возможность разработки которой компания продолжает изучать по сей день. При этом проект нужно, по сути, начинать с «нуля».

Попытка номер пять

Последняя попытка оживить проект НАК датируется апрелем текущего года и связана с официальным визитом Президента Виктора Ющенко в Ливию. По результатам визита стороны подписали Программу сотрудничества между Украиной и Ливией на 2008-2009 годы, один из пунктов которой посвящен нефтегазовым вопросам. В частности, он предусматривает реализацию двусторонних нефтегазовых проектов, участие украинских нефтегазовых компаний в международных тендерах на разработку нефтегазовых залежей в Ливии в соответствии с процедурами, внедренными в этой сфере. Примечательно, что в документе ничего не сказано о соглашении от 2004 года. Более того, формулировка «участие украинских нефтегазовых компаний в международных тендерах на разработку нефтегазовых залежей в Ливии в соответствии с процедурами, внедренными в этой сфере», свидетельствует о том, что Украина согласилась играть по ливийским правилам, от которых пыталась уйти. Для НАК «Нафтогаз Украины» это несет дополнительные риски. Даже если сравнить условия первого договора образца 2004 года и «соглашение-2005», видно, что доля НАК «Нафтогаз Украины» в разделе прибыли снизилась с 36 до 25%. По условиям соглашений от 2005 года ставка 25% являлась базовой. Однако на практике ее размер уменьшается. Результаты последних международных тендеров показывают, то часть инвестора находится в диапазоне от 7,5 до 25% (при средних от 8 до 15%). Несомненно, при таких вводных период окупаемости инвестиций увеличивается.

Кого бы ни обвиняли в неудачах НАК «Нафтогаз Украины» в Ливии, очевидно, что зарубежные проекты в любые времена являлись лишь хорошим поводом для пиара менеджментом монополии, однако, по сути, они оставались бесхозными.

Сергей Медведев

18 июля 2008 г.


Источник: Комментарии
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}