29.09.2008 :: 08:39
«Лидеру» перекрывают дорогу
В конкурсе на первый платный участок дороги Москва-Минск остался только один участник - консорциум, созданный УК «Лидер», управляющей активами НПФ «Газфонд».
УК «Лидер» может лишиться первой в России дорожной концессии - платного участка трассы Москва-Минск. Компания дорогу, по сути, уже получила, оставшись единственным участником конкурса. Но ФАС посчитала его жесткие условия ограничением конкуренции, возбудила в отношении организатора - Росавтодора - дело и уже в четверг может отменить итоги конкурса.
Как рассказал «Ъ» глава управления контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов ФАС Владимир Ефимов, служба возбудила в отношении Росавтодора дело по признаку нарушения ст. 17 закона «О конкуренции». Ведомство подозревает Росавтодор в нарушениях при организации конкурса на право получения концессии на первый платный участок дороги Москва-Минск. По словам Владимира Ефимова, ФАС усмотрела возможное нарушение в чрезмерно жестких условиях конкурса. «В частности, в нем могли принять участие только компании с опытом строительства платных дорог и управления транспортной инфраструктурой на концессионной основе»,- говорит чиновник. При этом ни платных дорог, ни инфраструктуры, управляемой по концессиям, в России до сих пор не было. «Мы считаем, что в результате было несправедливо ограничено участие в конкурсе для ряда российских компаний, реализовавших такие проекты, как МКАД, третье транспортное кольцо»,- поясняет Владимир Ефимов. Рассмотрение дела назначено на 3 октября. В этих проектах было много участников, например «Мостотрест» и «Трансстрой».
Руководитель Росавтодора Олег Белозеров в пятницу сказал «Ъ», что ничего не знает о претензиях ФАС и оценит их только после получения соответствующих документов. В УК «Лидер» комментировать ситуацию отказались.
Участок трассы Москва-Минск - один из двух первых в России проектов платных дорог на концессионной основе. Фактический победитель уже известен: в конкурсе остался только один участник - консорциум, созданный УК «Лидер», управляющей активами НПФ «Газфонд». Консорциум «Лидера» участвует и в проводящемся параллельно конкурсе на участок трассы Москва-Петербург, в котором борется с французским девелопером Vinci. По словам Владимира Ефимова, жалоба, на основании которой было возбуждено дело, поступила от одной из компаний, подавших заявку, но не прошедшей предварительный отбор, - ЗАО ЦНИИЭУС. Телефоны его представителей в пятницу не отвечали. Среди участников обоих концессионных конкурсов только этот заявитель был неизвестен на рынке. Остальные заявки подавали либо крупные строительные компании, либо финансовые структуры - помимо УК «Лидер» и Vinci это были итальянская Autostrade и турецкая Enka.
Другие участники конкурса предполагали, что ЗАО ЦНИИЭУС подавало заявку, чтобы ознакомиться с конкурсной документацией: компания не соответствовала большинству условий конкурса и не была допущена, потому что не перечислила задаток 15 млн. руб. Опрошенные «Ъ» участники рынка не знают о каких-либо крупных структурах, стоящих за ЦНИИЭУС. Один из собеседников «Ъ», знакомый с деталями предварительного отбора, утверждает, что ЗАО ЦНИИЭУС связано с «Системой-галс». Ее дочерняя компания - проектно-строительное объединение (ПСО) «Система-галс» проектировало этот участок трассы и рассчитывало поучаствовать в конкурсе, говорит собеседник «Ъ». Правда, заявку на конкурс компания не подавала. В ПСО «Система-галс» отказались от комментариев.
Итоги конкурса должны быть подведены до 18 октября. Так как документы были приняты только у одного участника, конкурс признается недействительным, после чего Росавтодор в течение 30 дней должен принять решение о заключении концессионного договора с УК «Лидер». Владимир Ефимов надеется, что ФАС завершит рассмотрение дела до этого момента. Пока договор не заключен, конкурс может быть оспорен предписанием ФАС, а после этого службе придется действовать в судебном порядке.
Управляющий партнер юридической фирмы «Вегас-Лекс» Альберт Еганян отмечает, что ФАС еще на этапе принятия закона «О концессиях» настаивала на приведении его в соответствие с антимонопольным законодательством. «В данном случае ФАС получила отличную возможность продемонстрировать свой подход уже на уровне отдельных дел»,- считает юрист. Транспортные власти утверждают, что под первые концессионные проекты в России необходимо привлекать иностранцев, а ФАС возражает, что никто не отменял национального законодательства, поясняет противоречие между ведомствами Альберт Еганян. Предсказать результаты противостояния будет сложно: это первое подобное дело, добавляет юрист. Если первый же конкурс по дорожной концессии закончится неудачей, это может бросить тень на всю эту практику, опасается источник, близкий к Минтрансу.
Петр Мироненко, Леонид Хомерики
29 сентября 2008 г.
Источник: КоммерсантЪ |