Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Комментарии
24.10.2008 :: 10:50
Кто будет пилить «золотую трубу»

Разные подходы Минобороны и Минтопэнерго к консолидации и загрузке мощностей крупных государственных нефтебаз помогли россиянам найти альтернативу многолетнему имущественному спору о принадлежности проходящего через Украину крупнейшего в Восточной Европе продуктопровода - он попросту может быть пущен на металлолом

В ближайшее время могут быть демонтированы ключевые участки нефтепродуктопровода «Самара - Западное направление» (далее - «Самара - Запад»), ключевая часть которого проходит по территории Украины и состоит на балансе одной из российских государственных
монополий. О подготовке к демонтажу «k:» сообщил Владимир Рыбак, директор таможенного терминала «Укрнефтехим», работающего на одной нефтебаз, которая входит в систему нефтепровода. По его мнению, разрезка на металлолом даже небольшой части этого трубопровода лишит Украину базы для создания стратегического резерва нефтепродуктов, над формированием которого в 2005-2006 годы безуспешно трудилось несколько правительств. «По контуру нефтепровода расположены два десятка работающих нефтебаз, которые будут вынуждены закрыться вслед за демонтажем трубопровода. Большинство из этих нефтебаз являются собственностью Министерства обороны и имеют суммарный объем хранения 3 млн. тонн бензина и дизтоплива. Этого объема вполне хватает для создания стабилизационного резерва в 200 тыс. тонн. Пока Киев затягивает создание резерва, российские владельцы захотели сократить мощности трубопровода до минимума», - заявил он.

Формальной причиной для демонтажа трасс трубопровода стал отказ от его услуг со стороны ведущего клиента - входящего в орбиту российской нефтекомпании «Лукойл» калушского ОАО «Карпатнафтохим». Ранее завод контрактовал поставку по трубопроводу до 1 млн. тонн дизтоплива в год для производства этилена. Химкомбинат, который летом отказался от услуг трубопровода, в октябре прекратил свою работу без указания срока ее возобновления, объяснив это сворачиванием инвестиционных планов «Лукойла» из-за мирового финансового кризиса. Вторым после «Лукойла» потребителем услуг трубопровода является компания «УкрРосТранснефтепродукт», который поставляет дизель в направлении на Дрогобыч, а также к границе Польши и Венгрии. Этот потребитель учрежден киевской экспедиторской компанией «Трест Магистр» и российской «ТекКонс».

Решение о демонтаже еще одного участка трасс трубопровода и общем сокращении финансирования трубопровода «Самара - Запад» было принято в конце лета самарской компанией ОАО «ЮгоЗападТранснефтепродукт» (ЮЗ ТНП). Эта компания является дочерним предприятием российской государственной монополии АК «Транснефтепродукт» и собственником украинского ДП «ПрикарпатЗахидТранс» (ПЗТ) - держателя имущественных прав на все трассы проходящего через Украину трубопровода «Самара - Запад» и ряд железнодорожных эстакад по его маршруту.

«Инвестиции в ремонт на текущий год сократились с 43,3 млн. до 29,9 млн. российских рублей. Сокращение финансирования пока ничем не угрожает предприятию, и имеющихся денег хватит для завершения основных ремонтных работ до конца года. Но в дальнейшем «ПрикарпатЗахидТранс» может перепрофилироваться, и, соответственно, мы займемся демонтажом трубопровода по трассам №16 и 13, идущим через Закарпатье на Венгрию», - заявлял прессе заместитель директора ПЗТ Виктор Лебедь.

Накануне сокращения финансирования произошла смена руководства ПЗТ: на должность главы правления этой компании был назначен Леонид Шумило. Новый распорядитель трубопровода ранее служил в центральном управлении обеспечения горюче-смазочными материалами тыла Главного управления логистики командования сил поддержки Генерального штаба украинских Вооруженных сил. Назначение полковника армейской топливной службы на должность главы российской компании лишний раз продемонстрировало инертную политику официального Киева в вопросах, касающихся трубопровода «Самара - Запад».

Позицию украинских властей на сегодня формируют два ведомства, которые по-разному видят решение вопроса создания топливного резерва. Первое из них - Минобороны - отвечает за содержание мобилизационного резерва на случай введения в стране чрезвычайного либо предвоенного положения. Второе ведомство - это Минтопэнерго, которое после 2005 года стало ответственным за формирование стратегического резерва для товарных интервенций в периоды роста цен (до 2005 года в Украине был актуальным лишь сезонный резерв топлива для МинАПК, который закупается Госкомресурсов и ГАК «Укресурсы»).

Различные подходы двух ведомств к разным по назначению резервам привели к тому, что государственная политика по сохранению инфраструктуры отрасли в 2005-2007 годах была значительно ослаблена. Поначалу, взяв обязательства по созданию резервов перед ЕС и заложив их в энергетическую стратегию, Минтопэнерго создало госпредприятие «Укртранснафтопродукт». Это предприятие, среди прочего, должно было принять от Минобороны большинство нефтебаз этого ведомства и урегулировать с компанией ПЗТ права собственности на трубопровод «Самара - Запад». С этой целью ФГИУ и Генпрокуратура в августе 2005 года подали на ПЗТ иск в Хозяйственный суд Ровенской области с требованием восстановить права собственности государства Украина на управляемый россиянами трубопровод. В конце того же года суд приостановил рассмотрение иска до урегулирования проблемы правительствами Украины и РФ (АК «Транснефтепродукт» по межправительственному соглашению получила права использования трубопровода «Самара - Запад» в 1995 году). К 2007 году Минтопэнерго внезапно открестилось от возобновления иска и начало открыто отстаивать права россиян на украинский трубопровод. В итоге, вместо «Укртранснафтопродукта» оператором программы создания стратегического резерва неожиданно стали НАК «Нафтогаз Украины» и входящая в его состав ОАО «Укртранснафта». К последней компании было решено присоединить «Укртранснафтопродукт», который до настоящего момента все еще находится в процессе передачи собственности.

Нынешняя реакция россиян на подобного рода неразбериху в Киеве выглядит закономерной: ведь им куда легче и выгоднее демонтировать трубопровод «Самара - Запад», чем ждать, пока украинские власти не решат вернуться к урегулированию судебного спора вокруг прав собственности этого далеко не убыточного трубопровода.

Трубопровод «Самара - Западное направление» по проекту имеет войсковой статус и изначально специализировался на снабжении армейских нефтебаз и НПЗ, расположенных у западных границ бывшего СССР. Проектная годовая мощность трубопровода составляет более 13 млн. т поставки дизтоплива в год по направлению на Фенешлитке (Венгрия) и Брест (Белоруссия). С распадом СССР объемы перекачки по трубопроводу сократились до 1-2,4 млн. т в год. Большинство российских владельцев НПЗ переориентровали свои поставки дизтоплива с украинского участка на более протяженное балтийское «транспортное плечо», по которому нефтяные дистилляты поступают танкерами из Петербурга в Роттердам для снижения уровня серы, а оттуда следуют назад в Восточную Европу. После этой переориентации основными потребителями сырья стали нефтекомпании, работающие на калушской «Ориане» (ныне «Карпатнафтохим») и дрогобычском НПЗ ОАО «НПК «Галичина». Кроме них значительную зависимость от работы продуктопровода сохранил Мозырский НПЗ белорусско-российской компании «Славнефть».

Андрей Старостин

24 октября 2008 г.


Источник: Комментарии
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}