01.10.2008 :: 10:13
Кризис укатал шинников
Мировой финансовый кризис сорвал крупнейшую сделку на российском шинном рынке - объединение холдингов Amtel-Vredestein и ОАО «СИБУР-Русские шины» (СИБУР-РШ). СИБУР-РШ не рискнул взять на себя долг Amtel-Vredestein в условиях кризиса, и последний теперь может стать банкротом. Для СИБУР-РШ это означает возможную покупку активов Amtel-Vredestein западными конкурентами, для кредиторов Amtel-Vredestein - частичную потерю вложенных в холдинг средств.
Вчерашний день, 30 сентября, был обозначен как так называемая long stop date в переговорах Amtel-Vredestein и СИБУР-РШ о слиянии. В этот день стороны должны были либо окончательно договориться, либо продлить дату окончания переговоров, либо прекратить их. Как сообщил «Ъ» замгендиректора СИБУР-РШ Игорь Караваев, «дата продлена не была». Фактически это означает выход сторон из переговоров о сделке. В Amtel-Vredestein подтвердили, что переговоры остановлены.
Решение не продолжать переговоры с Amtel-Vredestein господин Караваев пояснил «ухудшающейся ситуацией на финансовых рынках». Одним из ключевых условий сделки было проведение частного размещения Amtel-Vredestein на сумму $150 млн. до конца сентября для пополнения его оборотных средств. СИБУР-РШ был готов купить акции будущего партнера на $50 млн., еще на $100 млн. Amtel-Vredestein должен был найти сторонних инвесторов. Этого не произошло из-за кризиса ликвидности, что и послужило поводом для отказа от сделки. Игорь Караваев вчера сказал, что СИБУР-РШ «по-прежнему заинтересован в Amtel-Vredestein и открыт для диалога с его менеджментом», но подчеркнул, что «в прежней конфигурации сделка невозможна».
Это слияние должно было стать крупнейшей сделкой за всю историю российского шинного рынка. Объединенная компания с листингом в Лондоне стала бы крупнейшим производителем шин в стране. Объем ее продаж должен был составить $2 млрд., объем производства - до 26 млн. шин, доля на рынке - 35-40%. За счет сделки Amtel-Vredestein хотел решить свои долговые проблемы (долг холдинга на конец 2007 года достиг $800 млн. при EBIDTA в $59 млн.), а СИБУР-РШ - получить современные мощности по выпуску легковых шин. Советы директоров и акционеры обеих компаний одобрили слияние в августе. Формально собрание акционеров Amtel-Vredestein уже одобрило вхождение топ-менеджеров СИБУРа и СИБУР-РШ в наблюдательный и исполнительный советы холдинга, однако по условиям переговоров они должны приступить к исполнению своих обязанностей только после закрытия сделки.
Как утверждают источники «Ъ», близкие к Amtel-Vredestein, изначально частное размещение холдинга был готов поддержать его крупнейший акционер Альфа-банк (контролирует 26% акций), выделив все $100 млн. «Затем речь шла уже о $50 млн.,- поясняет один из собеседников «Ъ».- Но в конце концов банк полностью отказался от этой идеи». Однако, добавляет источник «Ъ», знакомый с ходом переговоров, срыв размещения Amtel-Vredestein - скорее формальная причина прекращения переговоров. По словам собеседника «Ъ», СИБУР-РШ не рискнул взять на себя дополнительный долг в ситуации кризиса: ему самому придется привлекать кредиты в ближайшие три года. Инвестпрограмма СИБУР-РШ до 2010 года оценивается в $430 млн., 2008-2009 годы - самые затратные ($260 млн. и $110 млн. соответственно).
Ранее гендиректор Amtel-Vredestein Петр Золотарев признавал, что альтернативой слияния с СИБУР-РШ для его холдинга является банкротство (см. «Ъ» от 26 августа). Господин Золотарев пояснял, что «банкротством не занимался и не занимается и практического опыта в этом не имеет». Пока, утверждает источник «Ъ» в Amtel-Vredestein, у команды господина Золотарева нет четкого понимания, что делать дальше. По мнению собеседника «Ъ», Петр Золотарев попытается продать активы холдинга, «однако детально этот вопрос не прорабатывался». Самым привлекательным активом Amtel-Vredestein является завод «Воронеж-2», который был построен летом 2008 году за $120 млн., но до сих пор не запущен из-за недостатка оборотных средств.
Впрочем, Виталий Крюков из ИФД «Капиталъ» сомневается, что Amtel-Vredestein удастся продать часть своих активов, чтобы рассчитаться с банками: по мнению аналитика, «сейчас начнется вся эта история с банкротством, конкурсным производством и торгами». Михаил Пак из ИФК «Метрополь» тоже думает, что «на истории Amtel-Vredestein можно поставить крест». Если дойдет до торгов, то, по мнению Виталия Крюкова, на «Воронеж-2» будет претендовать не только СИБУР-РШ, но и «крупные западные производители шин, вроде Goodyear или Bridgestone», что «наверняка не обрадует СИБУР-РШ». В любом случае, добавляет Михаил Пак, процедура банкротства в России чрезвычайно сложна с точки зрения законодательства и процедур, и кредиторы Amtel-Vredestein быстро своих денег не получат. В числе крупнейших кредиторов назывались Сбербанк, Промсвязьбанк, «Петрокоммерц», ING, ABN Amro и Commerzbank. В августе в СИБУР-РШ говорили, что в случае банкротства Amtel-Vredestein его кредиторы смогут вернуть себе до $0,4 на вложенный $1.
Дмитрий Беликов
1 октября 2008 г.
Источник: КоммерсантЪ |