21.10.2008 :: 12:06
Кризис освободил вагоны
«Укрзализныця» теряет доходы из-за спада в промышленности
«Укрзализныця» впервые за многие годы не смогла загрузить собственные мощности. Вчера госоператор сообщил, что из-за кризиса в промышленности около 20 тыс. вагонов простаивают, тогда как до сих пор компания не справлялась с растущим спросом. Из-за этого по итогам года «Укрзализныця» может недополучить около 700 млн. грн. Исправить ситуацию оператор рассчитывает за счет увеличения объема перевозок зерна и продуктов, для которых планируется упростить процедуру оформления грузов.
Из-за резкого сокращения объема перевозок грузов предприятиями металлургической, угольной и химической отраслей около 20 тыс. вагонов «Укрзализныци» сейчас простаивают, сообщил вчера на брифинге заместитель генерального директора «Укрзализныци» Виктор Черный. С начала месяца недозагрузка мощностей в сравнении с планом составила 1,65 млн. т, или около 20% общего объема перевозок, сообщается на сайте администрации. В частности, железной руды в октябре недозагружено 483 тыс. т, черных металлов - 397 тыс. т, угля - 261 тыс. т, стройматериалов - 257 тыс. т. В связи с этим в «Укрзализныце» ожидают снижения выручки на 700 млн. грн. по итогам года. А с учетом отсрочки повышения тарифов на перевозку для металлургов эта сумма превысит 1 млрд. грн., утверждает господин Черный.
До сих пор «Укрзализныця», напротив, не справлялась с растущим спросом на грузовые вагоны - еще летом они были в остром дефиците. «Такого падения спроса не было по крайней мере последние десять лет»,- отметила пресс-секретарь «Укрзализныци» Наталья Новикова. По данным Минпромполитики, на начало года дефицит вагонов составлял 15 тыс. единиц, а с учетом их дальнейшего вывода из эксплуатации на конец года он может превысить 24,6 тыс.
По мнению металлургов, на возобновление спроса на вагоны с их стороны в ближайшие месяцы рассчитывать не приходится. «Еще месяц назад мы производили до 100 тыс. т чугуна в сутки, а сейчас всего 48 тыс. т. Кроме того, мы прекратили завозить концентрат, руду и кокс, - сказал заместитель генерального директора ММК им. Ильича Сергей Матвиенков. - Естественно, мы уменьшили и загрузку вагонов».
Частично решить проблему снижения доходов «Укрзализныця» планирует за счет увеличения объема перевозок зерна и продуктов. С учетом хорошего урожая зерновых в этом году спрос на вагоны с их стороны высокий. «Урожай зерновых этого года в два раза больше, чем в прошлом, - рассказал президент «Украгрохимхолдинга» Сергей Лисовский. - Спрос на вагоны тоже примерно в два раза превышает предложение. Аграрии с легкостью покрыли бы финансовые потери «Укрзализныци».
В вагонном парке «Укрзализныци» всего около 12 тыс. зерновозов, поэтому увеличить объемы перевозок можно только за счет увеличения их интенсивности. «Вся проблема в сложной системе получения разрешений на погрузку зерна. Сейчас компании тратят на это до недели, - посетовал Виктор Черный. - Мы проводим переговоры с таможенниками, экологами, ветеринарами и санитарами, и в идеале этот процесс будет сведен к нескольким часам». Сейчас, по данным «Укрзализныци», на погрузку-выгрузку зерна приходится 80% времени, и только 20% времени вагон находится в движении. Транспортные проблемы в итоге влияют и на стоимость продукции. «К примеру, сейчас стоимость кукурузы на Западе превышает $200 за тонну, а в Украине составляет около 450 грн. Такая разница в цене именно из-за транспортных проблем: вывезти кукурузу из страны очень сложно»,- рассказал владелец компании «Синтал-Д» Николай Толмачев.
Ярослав Агеенко
21 октября 2008 г.
Источник: КоммерсантЪ-Украина |