Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Независимая Газета
25.09.2008 :: 10:18
Казахстанская нефть потечет в Иран

Казахстан продолжает разработку маршрутов доставки своих углеводородов на мировые рынки. Одним из них может стать иранский. Через территорию Ирана Казахстан намерен перебрасывать нефть на берега Персидского залива с дальнейшей доставкой на азиатские рынки.

«Иранский маршрут является потенциальным направлением транспортировки нефти на юг. Это позволит нам выйти в Персидский залив и получить доступ к азиатским рынкам», - заявил во вторник телекомпании «Астана» президент Национальной компании «КазМунайГаз» Каиргельды Кабылдин. По его словам, риски транзита нефти по трубопроводу
Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) в связи с последними событиями в Грузии резко выросли, поэтому казахстанские специалисты вынуждены активнее рассматривать альтернативные направления. Тем более что объемы добычи нефти ежегодно наращиваются: к 2010 году запланировано до 84 млн. тонн нефти, а к 2015-му - 150 млн. тонн ежегодно.

Для Астаны иранское направление не новое. Еще с 1997 года Казахстан начал сотрудничать с Ираном по SWAP-операциям, в рамках замещения нефти. Казахстанская нефть танкерами поставлялась в иранские северные порты на Каспии. Иран, в свою очередь, в своих портах Персидского залива те же объемы, но своей нефти отгружал импортерам третьих стран в пользу Казахстана. Недостаток проекта в ограниченной возможности нефтеналивных танкеров, которые осуществляли перевозки. Но до тех пор пока не будет проложен трубопровод Казахстан-Туркмения-Иран (Персидский залив), только они способны удовлетворить амбиции Астаны в иранском направлении. Поэтому Астана и Тегеран начали переговоры по строительству нефтеочистительного завода на севере Ирана вблизи берегов Каспия - казахская нефть относится к категории тяжелых и нуждается в переработке. По словам руководителя департамента МИД Ирана по связям со странами СНГ Мортеза Сафари Натанзи, Астана и Тегеран ведут также консультации по прокладке трубопровода, который через Туркмению свяжет две страны. Если стороны придут к согласию, то трубопровод можно будет подключить к системе иранских нефтепроводов, которые в настоящее время транспортируют нефть с юга страны на север, и высвободить определенную мощность этой системы для переброски казахской нефти в Персидский залив на остров Харк и далее к потребителям в Юго-Восточной Азии.

Эксперты высоко оценивают казахстано-иранские планы. Единственная, но очень серьезная проблема в их реализации - тяжелые отношения Ирана с Западом. «Безусловно, это будет тормозить проект. Но в экономическом плане этот проект для Казахстана один из приоритетных», - сказал «НГ» директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев. В ближайшей же перспективе, если ситуация на Южном Кавказе продолжит осложняться, Казахстан, развивая по мере возможностей иранский проект, вынужден будет переориентировать нефтяные потоки в сторону Китая. «Это наименее рискованный для Казахстана маршрут и выгодный - между Астаной и Пекином нет посредников», - сказал «НГ» Сатпаев. При этом эксперт отметил, что интенсификация связей с Китаем и Ираном не отразится на энергетическом сотрудничестве Казахстана и России.

Об этом, кстати, шла речь 22 сентября в Актюбинске на встрече президентов двух стран Нурсултана Назарбаева и Дмитрия Медведева. Тогда Назарбаев заявил российскому коллеге, что Казахстан намерен увеличивать поставки нефти через Россию, для чего собирается расширять Казахстанский трубопроводный консорциум (КТК), а также использовать для прокачки казахстанской нефти Балтийские трубопроводные системы.

Эксперт по Центральной Азии Юрий Солозобов считает, что Казахстан в стратегии энергетических поставок использует реальную многовекторную политику. «Россия вполне могла бы стать участником персидско-казахстанского консорциума. И поскольку переговоры Казахстана с Ираном уже ведутся, важно не упустить момент и вовремя присоединиться. Южное направление для России также выгодно, как и западное», - сказал «НГ» Солозобов. Он напомнил, что в проекте Атасу-Алашанькоу (трубопровод из Казахстана в Китай) Россия является лишь поставщиком нефти, а могла бы иметь долю в консорциуме, если бы вовремя присоединилась. «Россия не возражает против того, чтобы Казахстан поставлял свое сырье по альтернативным маршрутам. Но выступает за то, чтобы все маршруты, которые осуществляются нашими стратегическими партнерами, согласовывались с ней», - заключил эксперт.

Виктория Панфилова

25 сентября 2008 г.


Источник: Независимая Газета
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}