16.10.2008 :: 10:47
Какие автомобили можно купить у «серых» дилеров
В сентябре у «серых» дилеров были перебои с поставками автомобилей. Однако теперь проблема решилась, и тем, кто не желает приобретать машину у официальных представителей марок, снова есть из чего выбирать. О том, какие «тачки» стоят на площадках независимых операторов, что появилось нового и сколько это стоит, выяснили «Деньги».
В прошлом году «Деньги» уже писали о плюсах и минусах покупки авто у «серых» дилеров. После этого некоторые наши читатели с возмущением вопрошали: зачем, мол, пишете о «поддельных» машинах? Так вот, никаких «подделок» независимые автодилеры не продают. Главное отличие «официальных» от «серых» в том, что одни заключили с компанией-производителем соглашения, в которых оговорен их «официальный» статус, а другие остаются просто посредниками: закупают машины на заводах-производителях или у дилеров в других странах и продают их потребителям.
Официальные дилеры продают только те автомобили, которые маркетинговая служба компании-производителя предназначила для украинского рынка, «серые» -- любые. Основные преимущества «серых» дилеров: меньшая стоимость, отсутствие длинных очередей и наличие моделей и марок, не предлагаемых официальными торговцами. Среди недостатков -- неприспособленность некоторых продаваемых ими машин к украинским условиям эксплуатации и возможные проблемы с гарантийным обслуживанием. Остальные недостатки «серых» должны больше беспокоить официальных дилеров, нежели простых покупателей.
Страшные истории
Понятно, что покупка авто у «серого» дилера сулит не одни только пряники, однако изрядная доля обвинений, которые выдвигаются в адрес независимых торговцев, все-таки приходят со стороны официальных конкурентов. Например, недавно разгорелась битва вокруг сертификации транспортных средств, не предназначенных для украинского рынка, однако потом все вернулось на круги своя. Суть проблемы состояла в том, что автомобили, предназначенные не для украинского рынка, имеют некоторые отличия от авто «для українців». В частности, речь шла о стандартах светового оборудования, которые неодинаковы для Европы и США. Отличается также и место под номерной знак. У автомобилей для Украины оно более вытянутое, у «американцев», как известно, ближе к квадратному. Поскольку сейчас ГАИ проводит спецоперацию «Номерной знак», очень желательно при постановке на учет автомобиля, например, американского происхождения, заказать индивидуальный государственный номерной знак, а не гнуть и не впихивать стандартный в неподходящее по размеру место.
Что же касается проблем с сертификацией, то они ложатся непосредственно на плечи торговцев. Владельцу автомобиля до этого нет дела. Имеет значение лишь то, сертифицирован автомобиль или нет. Теоретически, впоследствии при прохождении регулярного технического осмотра в МРЭО к световому оборудованию могут возникнуть вопросы. Варианты: решить вопрос через «альтернативные каналы» или поменять те элементы, которые не соответствую украинским стандартам. «Деньги», например, так и не поняли, почему американские стандарты светового оборудования в США -- безопасны, а в Украине -- причина высокой аварийности. Вряд ли «американский свет» опаснее, чем езда вообще без света или с одной фарой, как это часто делают водители вполне официальных автомобилей.
ВТОрое пришествие
После вступления Украины в ВТО снизились импортные пошлины на автомобили с 25% до 10%. Казалось бы, для «серых» дилеров это -- еще один плюс перед официальными, поскольку пока что снижение коснулась только автомобилей с двигателем меньше 1 л и больше 2,2 л. А «серые» дилеры традиционно продают большие авто.
Однако исполнительный директор «Всеукраинского объединения торговцев транспортными средствами» Александр Абаринов заверил «Деньги», что к значительным изменениям это не приведет: «Изменение таможенных пошлин не отразится на расстановке сил между официальными и «серыми» дилерами. Уже сегодня и те и другие поняли, что дурить покупателя, оправдывая нынешние цены неизвестностью вокруг закона о пошлине, не удастся. На сентябрь--декабрь в ценообразование уже закладывается новая 10%-ная ставка».
В результате стоимость автомобилей а автосалонах, теоретически, должна снизиться -- как у «серых», так и у официальных. Действительно, некоторые «серые» дилеры, как и их официальные коллеги, уже объявили о снижении цен в связи со вступлением в ВТО, в частности, ООО «Престиж Авто Украина». Этот независимый дилер специализируется на автомобилях из США. Цены на некоторые модели в разных автосалонах снизились.
АвтомоБыль
Часто «серым» инкриминируют отсутствие у них нормального сервиса. А вот предприниматель Юрий, владелец неофициальной американской Infiniti EX, за три года никаких проблем с техническим обслуживанием своего авто не испытал. Недавно у него произошло ДТП, и ремонт тоже провели качественно и быстро, правда, проблемы возникли со страховой компанией. Но с «цветом» дилера они никак не связаны.
Обслуживать «серый» автомобиль можно и на СТО продавца, и у официального дилера. «Как и каждый уважающий себя дилер, мы свои проданные автомобили обеспечиваем гарантией на собственной станции технического обслуживания согласно сервисной книжке и договору купли-продажи. На станции мы выполняем все виды работ согласно нормам и требованиям завода-производителя», -- рассказывает вице-президент ООО «Престиж Авто Украина» Роман Кучер.
Однако не следует ждать, что в течение обещанных, например, трех лет гарантии все неполадки будут устраняться как по мановению волшебной палочки. «Некоторые почему-то уверены, что гарантия распространяется на весь автомобиль. Это не так. Она касается только его основных узлов и агрегатов. Только они будут отремонтированы или заменены в гарантийный срок бесплатно», -- подчеркивает г-н Кучер.
Еще один важный нюанс «серых» автомобилей -- то, на какой климат они рассчитаны. Автомобиль из арабских стран, например, будет плохо себя ощущать при минусовых температурах. «Сейчас есть проблема с уплотнителями машин из ОАЭ. При продаже таких автомобилей продавец должен заменить все основные горюче-смазочные материалы и жидкости, так как их вязкость рассчитана на иной температурный режим. На автомобилях, выпущенных для арабского рынка, другие параметры срабатывания термостата в системе охлаждения», -- объясняют в «Престиж Авто Украина».
Также на автомобилях для ОАЭ нет подогрева сидений, стекол и зеркал, может не быть обогревателя, так называемой «печки». Но все эти блага цивилизации можно установить дополнительно. При покупке автомобиля у «серого» дилера важно убедиться, что машина прошла соответствующую подготовку, либо провести ее самостоятельно на выбранной СТО.
Американские модели чувствуют себя в украинском климате лучше арабских, но, как правило, они беднее укомплектованы.
Еще одно важное отличие «серых» от «белых» -- модельный ряд. «Серые» дилеры часто представляют мегапопулярные модели, за которыми у официальных стоит длинная очередь, а также модели и марки, не предназначенные для украинского рынка. Однако в основном «серые» дилеры выступают в сегменте дорогих автомобилей.
Ассортимент «серых» дилеров во многом определяется политикой официалов. Например, после снижения цен на автомобили официальным импортером Toyota модели Land Cruiser 200, Prado, RAV4 и Camry, некогда составлявшие львиную долю продаж у «серых», потеряли свое основное конкурентное преимущество. По этой причине независимые операторы переключились на другие марки. Ценовой удар нанес и официальный импортер Mazda, снизив цены на CX7 и CX9. Понятно, что когда цена на модель у официального и «серого» дилеров примерно одинакова, мало кто отправится к серому. Хотя… Очереди ведь у них короче. Тем не менее, если агрессивная политика официальных будет продолжаться, то «серые», вероятно, полностью переориентируются на не предназначенные для Украины марки и модели.
Еще одним преимуществом «неофициалов» является возможность начать продажи новой модели до того, как это сделают официальные представители.
В темноте все кошки -- серые
Желающим приобрести автомобиль Acura выбирать не придется, ведь официально в Украине этой марки нет. Зато «серые» предлагают внедорожники MDX, RDX и седаны RL и TL. У них же можно приобрести и многие другие модели, не предназначенные для украинского рынка. Например, Toyota Solara, Avalon, FJ-Cruiser, Highlander, Tundra, Sequoia, которые официальный импортер не предлагает. Шире официального и модельный ряд Lexus, так помимо IS, GS, LS, RX, LX, есть еще SC и GX.
Впрочем, к «свободным» торговцам есть смысл обратиться не только любителям дорогих автомобилей, но и желающим получить популярную модель среднего класса. Например, у них прямо на складах стоят Honda Civic 4D, Honda CRV, на которые у официальных дилеров очередь составляет от пары недель до нескольких месяцев. Есть там и Honda Accord 2008 в версии Coupe и американская версия Accord 2008 года. Из линейки Nissan только две модели -- Qashqai и Tiida, зато без очереди.
Если автомобили, продаваемые «серыми» дилерами, отличаются от тех, которые предлагают официальные, то послепродажное обслуживание может отличаться еще сильнее. «Серые» дилеры предлагают гарантийное обслуживание, ремонт, установку дополнительного оборудования и тюнинг. Но они не раздают, например, карточек ассистанс.
Где дешевле?
Стоимость некоторых моделей авто у официальных и «серых» дилеров
Марка и модель |
Стоимость у официального дилера |
Стоимость у независимого дилера, $ |
Cadillac Escalade AWD |
504 500 грн. ($103 169) |
97 000 |
Mazda CX9 |
290 900 грн. ($59 488) |
57 000 |
Toyota Rav4 |
201 421 грн. ($41 190) |
42 000 |
Nissan Tiida |
$19 890 |
18 000 |
Итого: У «серых» можно купить модели и марки, которых в Украине нет официально, а также популярные или совсем новые модели, за которыми стоит длинная очередь. И все это -- по более низким ценам, чем у официальных. Недостаток -- несоответствие автомобилей украинским условиям эксплуатации и возможные сложности с гарантией.
Алена Казберова
16 октября 2008 г.
Источник: Деньги.ua |