Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Инвестгазета
02.06.2008 :: 10:13
Железные кони Тигипко

Сергей Тигипко решил собрать все вагоностроительные заводы под свое крыло - создать из имеющихся предприятий холдинг и вывести его на IPO. Для столь амбициозного плана ему потребуется не менее $100 млн.

Экс-глава НБУ и бывший собственник ТАС-Комерцбанка, а ныне совладелец страховой группы «ТАС» Сергей Тигипко может стать первым в Украине миллиардером от машиностроения. Консолидировав свои активы (Крюковский вагоностроительный завод, «Днепровагонмаш» и Кременчугский сталелитейный завод) в один холдинг, он может создать в Украине производство с капитализацией $1,2
млрд.

Холодный расчет

Вагоностроение считают перспективной отраслью, но инвесторы ее откровенно не любят. Более того, все чаще аналитики говорят о том, что время и возможности для восстановления отрасли упущены, и в Украине со временем останется лишь сборочное производство. Правда, есть и другое мнение: «У украинского машиностроения сохраняются возможности по возвращению на прежние лидирующие позиции в мире». Идеологические речи партийного функционера? Отнюдь. Мы лишь процитировали совладельца Крюковского вагоностроительного завода (тикер ПФТС: KVBZ) и «Днепровагонмаш» (тикер ПФТС: DNVM) Сергея Тигипко. А обвинить его в пустой болтовне вряд ли получится, ведь он создает капитал в отрасли, которую большинство украинских бизнесменов предпочитают обходить стороной.

Впрочем, интерес Тигипко к вагоностроению не случаен. Активное развитие тяжелых отраслей, энергетики и строительства способствует росту спроса на промышленную технику, что позволило вагоностроительным предприятиям существенно увеличить продажи. Подогревают интерес к сектору и экспортные заказы, прежде всего со стороны российских потребителей. По словам заместителя руководителя департамента локомотивного хозяйства «Российских железных дорог», подвижной состав основного перевозчика в России вырабатывает свой ресурс с каждым днем. И на сегодняшний день износ парка РЖД составляет 73%, а по электровозам - 65%. Всего в составе компании работают около 19 тыс. локомотивов, замена которых происходит слабыми темпами. «Конъюнктура рынка вагонов действительно благоприятствует крупнейшим украинским производителям подвижного состава, - говорит аналитик ИК Galt & Taggart Securities Алексей Некраса. - В России идет массовое обновление и расширение парка грузовых вагонов, и российские производители пока не в состоянии удовлетворить спрос самостоятельно. Исторически украинские вагоностроители занимают около 25-30% рынка вагонов СНГ. Россия же является крупнейшим из всех рынков Содружества и основным рынком сбыта украинских вагоностроителей».

Точки роста

Тем не менее у всех вагоностроительных компаний - и украинских, и иностранных - очень низкая чистая рентабельность, которая составляет, как правило, всего несколько процентов. Вообще низкая эффективность бизнеса - общая проблема всех машиностроителей. У производителей железнодорожной техники рентабельность ничуть не выше, чем, к примеру, у автомобильных заводов. Но благодаря заказам «Российских железных дорог», а также производителей руды и стали, компании железнодорожного машиностроения добились высокой динамики роста - не менее 40%. Украинский же монополист - «Укрзализныця» - пока не в состоянии полностью загрузить промышленные мощности. Средняя загрузка по отрасли составляет около 60%. Хотя согласно Комплексной программе обновления железнодорожного подвижного состава Украины, на 2008-2020 годы запланировано инвестировать в его обновление около 130 млрд. грн. По данным «Укрзализныци», к настоящему времени средний износ отечественного подвижного состава составляет около 70%. А к 2010 году выработают срок службы и должны быть списаны от 50 до 90% всего действующего подвижного состава. Таким образом, из-за высокого уровня износа и роста используемого парка спрос на продукцию машиностроителей уже сейчас на 10-20% превышает объем годового производства.

Несмотря на стабильно увеличивающийся поток денежных средств, когда, казалось бы, каждый производитель подвижного состава мог спокойно существовать и работать в своей нише, в индустрии продолжается консолидация активов.

Путь к консолидации

В будущий холдинг Сергей Тигипко планирует объединить два вагоностроительных завода (Крюковский вагоностроительный завод и «Днепровагонмаш»), а также Кременчугский сталелитейный завод (КСЗ). После того как в начале мая группы «ТАС» и «Приват» завершили консолидацию акций Кременчугского сталелитейного завода, купив 38,8% акций предприятия у компаний, входящих в финансово-промышленные группы «СКМ» (19,4% акций) и «Форум» (19,4% акций), и сосредоточив более 95% акций КСЗ. Консолидация пакета акций этого завода должна повысить и эффективность деятельности вагоностроительных предприятий. «Днепровагонмаш» и Крюковский вагоностроительный завод используют для производства вагонов продукцию литья КСЗ.

Но и на этом Сергей Тигипко останавливаться не собирается: «Нас интересуют и другие машиностроительные активы, но привлекательных почти не осталось. В числе последних - «Лугансктепловоз». Мы уже пробовали принять участие в продаже «Лугансктепловоза», и я надеюсь, что государство доведет это дело до логического завершения. Мы будем принимать в этом участие и готовы заплатить цену намного большую, чем это сделали те, кто до этого купил данное предприятие», - говорит Сергей Тигипко.

Но не факт, что украинскому холдингу удастся победить в этой борьбе. «Из-за отсутствия в нашей стране такой же мощной, как в Китае или России, государственной поддержки украинское машиностроение является неконкурентоспособным на международном рынке», - категоричны в оценках некоторые аналитики. Между тем отдельные эксперты позитивно оценивают перспективы развития холдинга, пусть и в Украине.

Но для дальнейшего роста KVBZ и DNVM необходимы инвестиции. Пока оба предприятия делают ставку на долговое финансирование. В качестве альтернативного источника поступления средств рассматривается продажа акций на бирже. Но для этого Сергею Тигипко нужно будет не только основать холдинг, но и создать в новой структуре компанию по корпоративному управлению, одной из основных задач которой и станет подготовка вагоностроительных предприятий к публичному размещению. «Если объединить эти вагоностроительные активы, то они «потянут» на Лондонскую биржу», - сказал Тигипко. Однако самый реалистичный для такого холдинга срок выхода на IPO - не раньше 2011 года. «Для выхода на Лондонскую биржу нам надо еще минимум два года. Не всегда можно развиваться через кредиты. Продав часть акций, можно проинвестировать этими деньгами развитие. К этому надо готовиться. Мы можем это сделать во многом благодаря инвестициям, вложенным в Крюковский вагоностроительный завод. Он может стать лидером, конкурентоспособным с мировыми производителями», - говорит Сергей Тигипко. А пока всем трем предприятиям, по мнению специалистов, необходимо реструктуризировать активы, устранить дублирующие производства и вывести из структуры непроизводственные подразделения.

Сколько же стоят вагоностроительные заводы? Согласно предварительной оценке экспертов рынка, капитализация трех предприятий составляет чуть более $900 млн., а через два-три года капитализация холдинга с возможным приобретением «Лугансктепловоза» может достичь уровня в $1,5 млрд.

Сколько можно заработать на акциях

Сегодня аналитики ИК Concorde Capital присвоили акциям «Днепровагонмаша» рекомендацию «покупать» с целевой ценой $20 (рыночная - $4,8; потенциал - 320%) и «держать» для Крюковского вагоностроительного завода с целевой ценой $7,5 (рыночная - $6,9; потенциал роста - 10%). Аналитик ИК Galt & Taggart Securities Алексей Некраса более оптимистичен в своих прогнозах и рекомендует покупать акции KVBZ с целевой ценой $8,4. «По EV/EBITDA Крюковский вагоностроительный завод выглядит самым интересным среди вагоностроительных предприятий с показателем 9,4. Динамику роста предприятие может получить и в случае подтверждения заказа на 150 пассажирских вагонов, о котором говорил министр транспорта и связи Иосиф Винский, а также если завод получит заказы на производство поездов метро», - говорит он.

Инна Перепелица, аналитик ИК Concorde Capital

Рост акций вагоностроительных компаний за прошлый год превысил рост индекса ПФТС более чем в два раза благодаря увеличению продаж и прибылей предприятий вследствие повышенного спроса на их продукцию в странах СНГ. Согласно нашим прогнозам, эта тенденция сохранится в ближайшие три-четыре года, в связи с чем мы ожидаем дальнейшего роста уровня прибыльности вагоностроительных компаний в этот период. Основными факторами, движущими спрос, являются растущие объемы железнодорожных перевозок, потребности в замене подвижного состава (около 80% грузовых вагонов в странах СНГ превысили свой срок эксплуатации) и развитие дополнительных источников финансирования (лизинг).

Таисия Шепетко, аналитик ИК Dragon Capital

Согласно нашей текущей оценке, акции Крюковского вагоностроительного завода торгуются на уровне справедливой стоимости, в то время как акции «Днепровагонмаша» торгуются с 30%-ным дисконтом к их справедливой стоимости.

По нашим оценкам, капитализация вагоностроительного холдинга (Крюковский вагоностроительный завод и «Днепровагонмаш») может составить от $800 млн. до $1,1 млрд. Если же в холдинг войдет Кременчугский сталелитейный завод, монополист по производству литья для вагонов в Украине, стоимость компании может достичь $1,2 млрд.

Алексей Харченко

02.06.2008 г.


Источник: Инвестгазета
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}