08.07.2008 :: 12:31
Иванов испугал Латвию
2015 год станет последним годом латвийского транзита. Вице-премьер российского правительства Сергей ИВАНОВ поручил прекратить отправку угля и нефтепродуктов через порты Балтии.
Свое заявление нынешний вице-премьер, бывший министр обороны, бывший потенциальный преемник Владимира Путина и генерал-полковник ФСБ в запасе сделал в субботу во время заседания Коллегии по морским делам в Санкт-Петербурге.
Хватит кормить непокорных
«У нас есть задание полностью прекратить транзит угля и нефтепродуктов через порты Балтии и увеличить возможности наших портов в получении оборудования, продуктов и других грузов», - сказал Иванов.
Министр транспорта России Игорь Левитин отметил, что к 2015 году российским гаваням хватит мощностей для того, чтобы полностью перенять грузы портов Балтии.
Таким образом, отечественному транзиту, большую часть которого составляют как раз уголь и нефтепродукты, осталось жить 7 лет.
В 1990-х годах подобные угрозы звучали бы в устах российских чиновников чистой воды популизмом. Но за прошедшее время ситуация кардинально изменилась. Тогда Россия просто не могла обойтись без портов Балтии. Сегодня благодаря государственной программе развития внутренних портов она с каждым годом становится все более независимой в вопросах транзита.
В 2000 году все гавани России обслужили 170 млн. тонн. В 2007-м по одному только Балтийскому морю ушло 150 млн. тонн, а в целом - 397 млн. тонн. Так что мощности российских гаваней растут гораздо быстрее, чем их балтийских конкурентов.
Наглядный пример
За первые пять месяцев нынешнего года порты Балтии перевалили в общей сложности 59 млн. тонн грузов. Это на 3,4% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Что может случиться, если россияне вдруг решат перекрыть кислород конкурирующим гаваням, наглядно показывают результаты деятельности Таллинского порта. Из-за де-факто объявления холодной войны между Эстонией и Россией (после «бронзовой ночи» весной прошлого года) объем перевалки здесь сократился сразу на 31,6% - до 15,5 млн. тонн.
Латвия за это время обработала 27,2 млн. тонн грузов (+5,3%), Литва - 16,4 млн. тонн (+29,3%).
Есть ли жизнь после смерти?
«Да, я считаю, что заявление Сергея Иванова имеет под собой почву и вполне реалистично. Прекращение поставок нефтепродуктов и угля - вопрос времени, - рассказал & директор транзитного департамента Министерства сообщения Андрис Малдупс. - Мы уже потеряли много грузов, включая и нефть, и металл».
Но, по словам г-на Малдупса, даже если страшный сценарий для транзитной отрасли воплотится в жизнь, удар по латвийской экономике в целом не будет таким, что опомниться уже больше невозможно.
«В начале 90-х транзит имел стратегическое значение для нашей страны. Дело в том, что остальные отрасли находились в удручающем состоянии, - поясняет специалист. - Но за прошедшее время народное хозяйство встало на ноги. Сегодня, по моим подсчетам, доля транзита в ВВП составляет 5-6%. Если мы их лишимся, выживем».
Уже сейчас многие стивидоры ищут, а главное, находят замену российским грузам, считает директор по маркетингу балтийской ассоциации «Транспорт и логистика» Галина Молочкова. «Калийная соль и значительная часть нефтепродуктов идет из Белоруссии, уголь - из Донбасса на Украине. Если россияне не захотят с нами работать, найдем альтернативу», - заявила она &.
Даешь контейнер!
И все же без России Балтия никуда не денется, и бодрые заявления о том, что этого нашего соседа с легкостью заменят другие страны, пока кажутся слишком смелыми.
Отвечая на вопрос &, что же собирается сделать Министерство сообщения, чтобы латвийский транзит не почил в бозе, Андрис Малдупс раскрыл стратегические планы всего государства: «Мы сделаем ставку на обработку контейнеров. Сейчас через нас проходит около 200 тысяч TEU (условных контейнеров) в год. Наша цель - 5 миллионов! Создана рабочая группа под руководством министра Айнара Шлесерса. В нее входят представители всех заинтересованных сторон - и портов, и железной дороги, и государственных предприятий автодорожной отрасли. Идет сбор информации - где и какие инвестиции нужны, чтобы принять такое количество грузов. К осени появятся первые результаты. Так что мы готовимся».
Грузооборот крупнейших латвийских портов, млн. тонн
Год |
Вентспилс |
Рига |
Лиепая |
I кв. 2006 г. |
7,21 |
5,978 |
1,016 |
II кв. 2006 г. |
7,281 |
6,87 |
1,052 |
III кв. 2006 г. |
7,41 |
6,634 |
0,941 |
IV кв. 2006 г. |
7,077 |
5,87 |
0,989 |
I кв. 2007 г. |
7,816 |
5,809 |
1,0 |
II кв. 2007 г. |
8,274 |
6,783 |
1,015 |
III кв. 2007 г. |
7,77 |
6,693 |
0,919 |
IV квартал 2007 |
7,171 |
6,644 |
1,099 |
I кв. 2008 г. |
8,354 |
6,994 |
1,148 |
Источник: ЦСУ
Алексей ДУНДА, dunda@bb.lv
08.07.2008 г.
Источник: Бизнес&Балтия |